Эксперименальный вертикально взлетающий самолет-амфибия ВВА-14

Самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 создавался как средство борьбы с атомными подводными лодками противника. ВВА-14 стал результатом многолетнего исследования Роберта Людвиговича Бартини – «Теория межконтинентального транспорта Земли».
Предполагалось, что ВВА-14 мог бы взлетать и садиться на воду как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлета и посадки. Для этого на нём должны были быть установлены 2 маршевых двухконтурных двигателя Д-30М тягой по 6800 кгс и 12 подъёмных ТРДД РД-36-35ПР тягой по 4400 кгс.

Планировалось построить 3 опытных ВВА-14. В производство запустили два экземпляра самолета, машины «1М» и «2М». Самолёт «1М» был готов, а подъёмных двигателей не было. 4 сентября 1972 г. состоялся первый полет с взлетом и посадкой по «самолетному». В 1974 году на самолёт установили пневматическое взлетно-посадочное устройство. Это поплавки длинной 14 м и диаметром 2,5 м. Они были спроектированы Долгопрудненским КБ агрегатов и изготовлены на Ярославском шинном заводе. Испытания на воде показали устойчивость машины на скоростях до 35 км/ч, что вполне достаточно для вертикально взлетающего самолёта.

В ходе испытаний заметили, что самолёт упорно не хочет садиться. Предвидение Р. Л. Бартини о воздушной подушке под самолётом подтвердилось. Расчёты показали, что эффект экрана начинает сказываться при посадке уже на высоте 12 м, а особенно проявляется на высоте 8 м. Стало окончательно ясно, что нужных подъемных двигателей не будет и Бартини принял решение доработать «1М» в экраноплан. На это его так же подтолкнули успехи Р. Е. Алексеева. Таким образом, самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 становится экранолётом 14М1П. Испытания 14М1П начались уже без Бартини. В декабре 1974 г. Роберта Людвиговича не стало.

После прекращения программы ВВА-14, самолет «1М» закатили в цех на переоборудование в экранолет 14М1П, собранный планер машины «2М» отвезли на дальний край заводской стоянки, третий экземпляр так и не начали строить.
В носовой части самолёта «1М» были добавлены 2 поддувочных двигателя Д-30М. А так же, надувные поплавки заменили на металлические. Испытания экранолета 14М1П проводились на акватории Таганрогского залива Азовского моря в 1976 г., но дальнейшего развития они не получили.

Тактико-технические характеристики амфибии ВВА-14:
Экипаж, чел.: 3;
Размах крыла, м: 28,50;
Длина, м: 25,97;
Высота, м: 6,79;
Площадь крыла, м2: 217,72;
Масса самолета, кг: пустого – 35 356, максимальная - 52 000;
Двигатели: маршевые - 2 x ДТРД Д-30М ; подъемные - 12 x ДТРД РД36-35ПР
Тяга, кгс: маршевые - 2х6800; подъемные -12х4400;
Максимальная скорость, км/ч: 760;
Крейсерская скорость, км/ч: 640;
Скорость барражирования, км/ч: 360;
Практическая дальность, км: 2450;
Практический потолок, м: 10000;
Вооружение: 2 авиационные торпеды, или 8 авиационных мин ИГМД-500, или 16 авиационных бомб ПЛАБ-250, с максимальной боевой нагрузкой 4000 кг


 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика