Подводные лодки С. К. Джевецкого

Подводная лодка С. К. Джевецкого третьей модели

Первую подлодку Джевецкий построил на собственные средства на одесском заводе Бланшара. Лодка, длина которой составляла всего около 5 метров, в движение приводилась гребным винтом, вращение которого осуществлялось ножным приводом, по типу велосипедного. Для дыхания в закрытой лодке имелся запас воздуха в баллоне. Сжатый воздух использовался и для продувания водяного балласта из цистерны при всплытии лодки. В верхней части лодки имелась небольшая башенка-рубка с иллюминаторами на уровне глаз человека, управляющего лодкой.


Первая подводная лодка Джевецкого

На высоте плеч в башенке были прорезаны два круглых отверстия, к которым снаружи прикреплялись резиновые рукава с перчатками для прикрепления мины к неприятельскому кораблю.
Мина подрывались при помощи электропровода после отхода подлодки на достаточное расстояние.
Лодка в течение пяти месяцев испытывалась на одесском рейде специальной комиссией, в присутствии которой лодка подошла в подводном положении к плашкоуту, стоявшему на якоре, прикрепила к его днищу мину и, отойдя на некоторое расстояние, взорвала. Известно, что сам изобретатель чуть не погиб во время испытаний.

Точная копия второй модели подводной лодки С. К. Джевецкого

Вторую подлодку Джевецкого построили в 1879 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге. Эта подлодка была рассчитана на четыре человека и имела два гребных винта — по одному спереди и сзади. Винты являлись поворотными и использовались как рули, задний винт двигался в горизонтальной плоскости, передний — в вертикальной. Испытания ее производились в Гатчине на Серебряном озере, которое отличалось особой прозрачностью воды, и дали удовлетворительные результаты. На испытаниях присутствовал Александр III, он находился в шлюпке и мог наблюдать за всеми передвижениями под водой.


Модель первой подводной лодки Джевецкого

Учтя все недостатки, выявленные испытаниями, Джевецкий разработал третий вариант проекта, по которому в 1879–1881 годах построили 50 подводных лодок, которые немногим отличались от предыдущего варианта.
Лодка третьего варианта имела длину 6 метров. Ее экипаж, состоявший из четырех человек, помещался в середине лодки на скамейке. Кормовой винт приводился в действие ножным педальным приводом. Для регенерации воздуха применялась его прокачка через раствор едкого натрия. Также по мере надобности использовался сжатый воздух из запаса для продува балластной цистерны. Это позволяло пребывать под водой до 50 часов. Система погружения на этой лодке была такой же, как и на ее прототипе.

Вода принималась в балластную цистерну через приемный клапан, расположенный в нижней ее части. Для всплытия лодки вода удалялась из цистерны через тот же клапан сжатым воздухом. Рабочей глубиной погружения считались 8 метров, допустимой — 12,5 метра.

Для наблюдения за противником лодка Джевецкого имела четырехметровый перископ. Лодки были вооружены специальными пироксилиновыми минами, которые они должны были подводить под днище кораблей противника.
34 подводные лодки Джевецкого были отправлены по железной дороге в Севастополь, а 16 — в Кроншпадскую крепость. После модернизации несколько экземпляров лодок использовались во время Русско-японской войны 1904–1905 годов.



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.