Бомбардировщик Douglas XB-42 «Mixmaster»


В начале 1943 года коллектив фирмы Douglas под руководством Эдварда Бертона начал работу над двухмоторным бомбардировщиком, способного достигать скорости более 640 км/ч, с бомбовой нагрузкой 900 кг и дальностью полета более 3200 км. Проект предполагал оригинальное размещение двух двигателей в хвостовой части фюзеляжа с соосными толкающими винтами, что значительно уменьшило бы лобовое сопротивление, так как хвостовое оперение и фюзеляж находились в невозмущенном воздушным винтом потоке. В мае 1943 года эскизный проект был предложен ВВС США.


Новый самолет был принят с энтузиазмом и 25 июня 1943 года ВВС заключили контракт с Douglas на строительство двух летающих прототипов и одного планера для статических испытаний. Они получили наименование ХА-42 «Mixmaster» («Миксер») — такое название было обусловлено винтами противоположного вращения, напоминавшими миксер.
Первоначально самолет классифицировался как штурмовик и получил обозначение XA-42 (от англ. eXperimental Attack — экспериментальный, штурмовой). В таком варианте он мог вооружаться 16 пулеметами калибром 12,7 мм или же одной 75-мм пушкой и двумя пулеметами, размещенными в носовой части.

26 ноября 1943 года самолету было изменено «штурмовое» обозначение ХА на «бомбардировочное» ХВ (англ. eXperimental Bomber — экспериментальный бомбардировщик). Основным предназначением новой машины стали тактические и стратегические бомбовые удары. Первый летный прототип (серийный номер 43-50224) совершил свой полет 6 мая 1944 года.
ХВ-42 «Mixmaster» является цельнометаллическим двухмоторным среднепланом. Имеет два трехлопастных соосных толкающих винта противоположного вращения, приводимые во вращение двумя независимыми друг от друга пяти секционными валами. Вращающий момент от двигателя передавался на планетарный редуктор в хвосте фюзеляжа. Винты могли быть установлены во флюгерное положение, а также была возможность их отстрела прямо в полете в случае аварийного покидания машины экипажем.
Бомбардировщик XB-42 оснащался двумя рядными двенадцати цилиндровыми поршневыми двигателями жидкостного охлаждения Allison V-1710-125 мощностью по 1800 л. с. Они размещались в фюзеляже сразу за кабиной пилотов. Под двигательным пространством размещался бомбовый отсек. Корпус фюзеляжа подвергся максимальному облагораживанию и зализыванию с точки зрения аэродинамики, было применено тонкое крыло с ламинарным профилем. В околофюзеляжной части носка крыла располагались воздухозаборники двигателей и системы охлаждения. Ввиду отсутствия свободного пространства в фюзеляже пулеметные установки с патронными ящиками разместили в крыле. Оставшийся объем крыла занимали топливные баки. Крестообразное оперение с подфюзеляжным килем надежно защищало воздушные винты во время взлета и посадки.

Шасси бомбардировщика XB-42 «Mixmaster» были выполнены по трехопорной схеме с передней стойкой. Из-за малой толщины крыла шасси самолета убирались в специальные углубления по бокам фюзеляжа.
Экипаж состоял из трех человек: два летчика и штурман-бомбардир. Штурман-бомбардир располагался в носовой кабине, закрытой плексигласовым носовым блистером. Командир и второй пилот сидели рядом под индивидуальными каплевидными фонарями, расположенными симметрично относительно друг друга. В случае необходимости летчики могли перебраться в полете из одной кабины в другую.


Несмотря на малую вероятность нападения истребителей противника на скоростной бомбардировщик, конструкторы не отказались от защиты задней полусферы. Оборонительное вооружение в виде двух спаренных 12,7-мм пулеметных установок размещались в крыле между элероном и закрылком. Вести стрельбу мог любой из летчиков, развернув свое кресло на 180°. Поле обстрела было ± 25° по горизонтали и +30°/-15° в вертикальной плоскости. Для серийных версий ХВ-42 предполагался вариант без носовой штурманской кабины, вместо которой могли устанавливаться батареи из 8-12 пулеметов калибром 12,7 мм.
Самолет должен был поднимать на борт 3,6 тонн бомб. Большой и длинный бомбоотсек позволял устанавливать на держатели 1,8-тонные и 3,6-тонные бомбы повышенной мощности.

Первый испытательный полет на бомбардировщике XB-42 «Mixmaster» совершил пилот Боб Браш 6 мая 1944 года на авиабазе близ Палм-Спрингс. Во время испытаний прототип показал высокие летные характеристики. Новый самолет практически по всем параметрам превосходил самую массовую модификацию скоростного бомбардировщика союзников — британского Mosquito.
Первый полет выявил некоторые недостатки. Так, обнаружились склонность самолета к чрезмерному рысканию, а также недостаточная курсовая устойчивость, чрезмерная вибрация воздушных винтов (особенно с открытым бомбовым отсеком) и низкая эффективность системы охлаждения. Отдельные фонари затрудняли взаимодействие между летчиками.
Второй прототип (серийный номер 43-50225) впервые взлетел 1 августа 1944 года. Он получил новые двигатели V-1710-129. После первого полета изменили конструкцию внешних обтекателей кабины — вместо двух отдельных блистеров установили один общий фонарь. В декабре 1945 года, вылетев из калифорнийского Лонг-Бич, бомбардировщик совершил трансконтинентальный перелет дальностью 3790 км в Боллинг-Филд (близ Вашингтона) со средней путевой скоростью 697,8 км/ч.. 16 декабря 1945 года в ходе очередного испытательного полета у самолета отказал двигатель и экипажу пришлось спасаться на парашютах. Винты предварительно отстрелились. Самолет был разрушен.

Несмотря на высокие летно-технические показатели, было решено не пускать самолет в серийное производство. Программа скоростного поршневого бомбардировщика была закрыта в расчете на скорое появление бомбардировщиков с реактивными двигателями. В то же время, претерпевший изменения XB-42, использовался для различных испытаний. Так, для оценки возможностей турбореактивного двигателя на нем была установлена комбинированная силовая установка из двух поршневых двигателей Allison V-1710-133 мощностью по 1375 л. с. и двух турбореактивных Westinghouse 19ХВ-2А с тягой по 726 кгс, которые крепились на подкрыльевых пилонах. Самолет получил новое обозначение ХВ-42А и совершил первый полет 27 мая 1947 года. Всего было проведено 22 испытательных полета общей продолжительностью 17 часов. Во время одного из них ХВ-42А достиг максимальной скорости в 785 км/ч (при этом работали и поршневые, и турбореактивные двигатели).


15 августа 1947 года ХВ-42А был поврежден во время посадки (высокая посадочная скорость часто становилась причиной происшествий среди самолетов с ламинарным крылом). Несмотря на то, что самолет был вскоре отремонтирован, он больше не поднимался в воздух. Программа по ХВ-42А был закрыта 30 июня 1949 года, а самолет был передан в Национальный музей авиации и космонавтики в Райт-Паттерсон (штат Огайо).
Одновременно с разработкой бомбардировщика фирма Douglas занималась пассажирской версией «Миксмастера» — самолетом DC-8 Skybus. Его планировалось использовать на авиалиниях малой и средней протяженности для перевозки 40-48 пассажиров в герметичном салоне. Несмотря на преимущества перед традиционными двухмоторными авиалайнерами, большая сложность и стоимость разработки привели к тому, что предпочтение было отдано менее рискованным и дорогим конструкциям.
После закрытия программы ХВ-42 на его базе разработали самолет с реактивными двигателями. Данной машине присвоили индекс XB-43. XB-43 Jetmaster стал первым американским реактивным бомбардировщиком. Он оснащался двумя двигателями General Electric J35 тягой по 2000 кгс каждый, что позволяло ему развивать скорость более 800 км/ч. В отличие от ХВ-42 новый самолет имел герметичную кабину и модернизированное бортовое оборудование. Воздухозаборники располагались в районе кабины по бокам верхней части фюзеляжа. В хвостовой части располагались реактивные сопла двигателей, а также весовые балансиры, компенсирующие вес уменьшенного хвостового оперения. На машине отсутствовало оборонительное вооружение.

Летно-технические характеристики XB-42
Экипаж: 3 человека;
Длина: 16,36 м;
Высота: 5,74 м;
Площадь крыла: 51,6 м2;
Масса пустого: 9475 кг;
Максимальная взлетная масса: 16194 кг;
Силовая установка: 2 х V12 Allison V-1710;
Мощность двигателей: 2 х 1325 л. с. (2 х 988 квт);
Воздушный винт: трехлопастный «Кертисс Электрик»;
Диаметр винта: 4 м;
Максимальная скорость: 660 км/ч (на высоте 7145 м);
Крейсерская скорость: 505 км/ч;
Боевой радиус: 2900 км;
Перегоночная дальность: 8690 км;
Практический потолок: 8960 м;
Вооружение: 4 х 12,7-мм пулемет «Браунинг» M2 на двух турелях, 3629 кг бомб во внутреннем отсеке



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.