Советский роботизированный комплекс Клин-1


Машина управления роботизированного комплекса Клин-1 - Объект 033
Машина управления роботизированного комплекса Клин-1 - «Объект 033»

После аварии на Чернобыльской АЭС возникла острая необходимость создания автоматизированной техники для ликвидации последствий аварии и выполнения наземных задач без непосредственного участия человека. Работы над таким комплексом были начаты в апреле 1986 г. практически сразу после аварии. Разработкой комплекса занималось конструкторское бюро ВНИИ-100 в Лениграде. Совместно с уральцами к лету 1986 г. был разработан и построен роботизированный комплекс «Клин-1». Согласно срокам, комплекс должен был быть разработан за 2 месяца, однако разработка и изготовление составили всего 44 дня.


Рабочая машина роботизированного комплекса Клин-1 - Объект 032
Рабочая машина роботизированного комплекса Клин-1 - «Объект 032»

Основной задачей комплекса являлось сведение к минимуму присутствия людей в зоне с высоким уровнем радиоактивности.
В состав комплекса входили две машины, одна управлялась механиком-водителем, второй управлял дистанционно оператор.
Машина-робот занималась расчисткой завалов, вытягиванием техники, сбором радиоактивных обломков и отходов, а экипаж машины управления руководил всеми этими процессами из безопасного расстояния, находясь при этом в середине защищенной машины.


В качестве рабочей использовалась машина «Объект 032», созданная на базе инженерной машины разграждения ИМР-2. В отличие от базовой машины, «Объект 032» имел дополнительное оборудование для проведения дезактивации, а также систему дистанционного управления. Кроме того, сохранялась возможность «обитаемости» машины. Моторно-трансмиссионное отделение и ходовая часть модифицированы с целью повышения надёжности при работе в условиях воздействия ионизирующего излучения.


Для управления без экипажной машиной была изготовлена машина управления «Объект 033». За базу был взят основной боевой танк Т-72А. В специальном отделении размещался экипаж машины, состоявший из механика-водителя и оператора, а также вся необходимая аппаратура наблюдения и управления машиной. Корпус машины был полностью герметизирован и отделан свинцовыми листами для усиления защиты от радиации. В центре машины были установлены агрегаты для запуска двигателя, а также прочее специализированное оборудование.


В зоне ликвидации работало несколько вариантов ИМР, которые отличались между собой уровнем ослабления радиации. Так, первые ИМР-2 обеспечивали 80-кратное ослабление радиации. Этого оказалось недостаточно. Силами инженерных войск несколько ИМР были дооборудованы защитными свинцовыми экранами, что обеспечило 100-кратное ослабление радиации. В последующем в заводских условиях были изготовлены ИМР обеспечивающие 200-500- и 1000-кратное ослабление радиации: ИМР-2В «сотник» — до 80-120 раз; ИМР-2Е «двухсотник» — до 250 раз; ИМР-2Д «тысячник» — до 2000 раз.


Почти все ИМРы, что стояли тогда в строю, очутились в Чернобыле и все они остались там навсегда. За время работы машины набирали так много радиации, что броня сама становилась радиоактивной.
Роботизированный комплекс «Клин-1» был создан в одном экземпляре. После выполнения всех работ комплекс был похоронен в могильнике.


 
 
   


 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика