Спасательные глубоководные аппараты
проекта 1855 «Приз»

Для поисково-спасательного обеспечения подводных лодок ЦКБ «Лазурит» спроектировало автономный спасательный глубоководный аппарат с титановым корпусом проекта 1855 «Приз», главный конструктор проекта Е. В. Крылов. Серия из четырех судов АС-26, АС-28, АС-30, АС-34, была построена на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Головной аппарат АС-26 вступил строй в 1986 году.
По мнению главного наблюдающего проекта от ВМФ А. И. Никитинского аппараты типа «Приз» по объему решаемых задач являются самыми эффективными аппаратами спасения в российском флоте.


Назначение спасательных глубоководных аппаратов – спасение экипажей терпящих бедствие подводных лодок «сухим» способом, т. е. спасательные батискафы могут быть состыкованы с приемно-выходными отсеками декомпрессионных камер правого или левого борта подлодки.

Рабочая глубина СГА «Приз» 500 метров, но при необходимости аппарат может опускаться и на глубину 1000 метров. Обычно экипаж СГА три человека, он может вызволять из аварийной подводной лодки до 20 человек. Запас кислорода для работы трех человек рассчитан на 120 часов. На ситуацию со спасенными людьми – на 10 часов.
Глубоководные аппараты «Приз» доставляются к месту работы на судах-носителях. В качестве носителей могут служить спасательные суда проекта 05360 («Михаил Рудницкий», «Георгий Козьмин») и 05361 («Герман Титов», «Саяны»), спасательные суда проектов 05370 («Алагез»), проекта 141 (СС-750) и спасательное судно «Коммуна».

Спасательный глубоководный аппарат АС-34 использовался в ходе операции по спасению подводной лодки «Курск» в августе 2000 года, но состыковаться с комингс-площадкой лодки не смог.
Спасательный глубоководный аппарат АС-28, во время планового погружения 4 августа 2005 года у берегов Камчатки в акватории бухты Березовой запутался на глубине более 180 м в рыболовецких сетях и элементах подводной системы гидрофонов и не смог всплыть. Спасательная операция продолжалась несколько дней, и к ней были привлечены спасатели Великобритании, США и Японии.
7 августа 2005 года британский беспилотный глубоководный аппарат «Скорпион» (Super Scorpio, Scorpio ROV) освободил АС-28. Все моряки, находившиеся на АС-28, были спасены.


Спасательный глубоководный аппарат АС-28 в 2005 - 2008 годах прошел модернизацию на заводе «Красное Сормово». Аппарат был оснащен телекамерами, манипуляторами способными перерезать металлические тросы диаметром до 10 мм, вести подводные сварочные работы, закручивать и выкручивать гайки.
В июне 2014 года в Японском море успешно прошел испытания глубоководный спасательный аппарат АС-30, входящий в состав поисково-спасательных сил Тихоокеанского флота.
На глубине 1000 метров экипаж выполнил весь запланированный комплекс мероприятий. АС-30 недавно прошел средний ремонт и модернизацию на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге. В ходе проведения заводских работ на нем полностью было заменено морально устаревшее специальное оборудование на системы цифрового поколения.


Основные характеристики СГА проекта 1855 «Приз»:
Экипаж, чел.: 3 + до 20 спасенных;
Водоизмещение надводное, т: 55;
Водоизмещение подводное, т: 110;
Длина наибольшая (по КВЛ), м: 13,54;
Ширина корпуса наибольшая, м: 3,8;
Высота, м: 5,7;
Скорость надводная, уз.: 3,7 - максимальная, 2,3 – экономичная;
Скорость подводная, уз.: до 3,7 - горизонтальная, до 0,5 - вертикальная;
Рабочая глубина погружения, м: 500;
Предельная глубина погружения, м: 1000;
Автономность плавания, ч: 120 (со спасенными - 10)


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.