Сверхмалая подводная лодка «Сирена»

Сверхмалая подводная лодка (подводный буксировщик) «Сирена» это торпедообразный подводный носитель водолазов-разведчиков, предназначенный для скрытной доставки, высадки и возвращения обратно легководолазов, а также осуществления подводного патрулирования, поиска и уничтожения подводных диверсантов противника, подводных объектов и корпусов кораблей. Буксировщик «Сирена» может применяться как с надводных кораблей и катеров, так и из торпедных аппаратов подводных лодок.


Разработчик буксировщика «Сирена» — СКБ завода «Двигатель» (Ленинград). Главный конструктор — И. А. Немтинов. Производитель — завод «Двигатель» (ныне ОАО в составе концерна «Морское подводное оружие»).
Тактико-техническое задание на разработку двухместного подводного аппарата для транспортировки легководолазов-разведчиков «Сирена» были утверждено 31 марта 1958 года. Макетный образец изделия был построен в июле того же года. Государственные испытания «Сирены» состоялись в декабре 1959 года на базе 31-го научно-испытательного центра ВМФ в Феодосии.

С 1960 года буксировщик был передан в производство. Однако у изделия был выявлен ряд недостатков, в том числе отсутствие грузового контейнера. После войсковых испытаний, проводившихся на шестом морском разведывательном пункте Черноморского флота СССР (ныне — 73-й морской центр специального назначения ВМС Украины), самоходные аппараты «Сирена» были возвращены заводу-изготовителю на доработку. А 29 марта 1965 года носитель «Сирена-1» был принят на вооружение частей специального назначения ВМФ.
Буксировщик, разработанный специально для выхода из подводной лодки через торпедный аппарат, имеет сигарообразную форму диаметром 532 мм (диаметр торпедного аппарата составляет 533 мм) и может применяться с любого носителя грузоподъемностью до 2 тонн.


В носовой части носителя размещается 2,5-метровый отсоединяемый герметичный грузовой контейнер, в который помещается до 500 кг грузов. За контейнером находится главный отсек с секцией никель-кадмиевых аккумуляторов. Средний (проточный) отсек с открытой кабиной для двух водолазов (друг за другом) содержит пульт управления, бортовую систему жизнеобеспечения и устройства вертикального маневрирования. Кабина имеет выдвижные элементы защиты водолазов от встречного потока воды. В кормовом отсеке находятся навигационный комплекс, система управления, гребной электродвигатель и рулевой механизм. Навигационный комплекс и система управления обеспечивают автоматическое движение на глубинах до 40 метров по курсу 0-360°.

Устройства вертикального маневрирования обеспечивает удержание аппарата в режиме «остановка» на заданной глубине, переход на выбранную оператором глубину. Для маневрирования в сложных условиях предусмотрено ручное управление буксировщиком. Аппарат можно оставлять на глубине не более 15 метров до пяти суток с возможностью последующей эксплуатации. Средства навигации, наблюдения и связи: малогабаритный навигационный комплекс ГПК-52АП, ГАС обнаружения препятствий, лаг, глубиномер.
Время зарядки аккумуляторной батареи — 15 часов, подготовки аппарата к применению бригадой из двух человек — полтора часа.

С 1960 велись работы по созданию усовершенствованных аппаратов «Сирена-УТ» (с ДВС, работавшем на перекиси водорода) и «Сирена-УЕ» (с электродвигателем). Макетные испытания носителей были проведены в морских условиях в июле-сентябре 1962 года на 31-м НПЦ в Феодосии: дальнейшие работы над «Сиреной-УТ» были признаны нецелесообразными, а работы над «Сиреной-УЭ» со съемным контейнером, получившей шифр «Сирена-У» — продолжены.


Испытания «Сирены» проводились в течение 1963—1966 годов на базе 6-го МРП ЧФ в районе Одессы и Очакова. «Сирена-У» была принята на вооружение спецчастей ВМФ в 1967 году.
В 1972—1976 годах были проведены работы по модернизации носителя с целью уменьшения его шумности, улучшения эксплуатационных характеристик и условий пребывания экипажа. В результате был создан буксировщик «Сирена-УМ» с улучшенными ТТХ, который стал основным носителем водолазов-разведчиков специального назначения ВМФ СССР. Подводные средства движения этого типа продолжают находиться на вооружении ВМФ России.

Основные характеристики буксировщика «Сирена-УМ»
Водоизмещение, кг: 1644;
Длина (с контейнером), мм: 11300;
Диаметр, мм: 532;
Полезная нагрузка, кг: 460;
Глубина погружения, м: 40;
Срок пребывания под водой, ч.: 3;
Дальность плавания макс., миль: 8;
Скорость макс., уз.: 4;
Скорость эконом., уз.: 2;
Экипаж, чел.: 2;
Материал корпуса: алюминиевый сплав;
Двигатель: электрический, питание от АБ;
Мощность двигателя, л. с.: 3,1



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.