Патрульные подводные лодки типа «Ула»
Норвегия 
   подводная лодка типа Ула 
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Ула»
Водоизмещение: надводное 1040 т.; подводное 1150 т.
Размерения: длина 59 м (193 фута 7 дюймов) ширина 5,4 м (17 футов 9 дюймов); осадка 4,6 м (15 футов 1 дюйм).
Силовая установка: два дизеля MTU 16V 396 SB83 мощностью 2010 киловатт (2695 п.с.) электродвигатель «Сименс» мощностью 4474 киловатта (6000 л.с.), один вал.
Скорость и дальность плавания: надводного хода 11 уз., подводного ход а 23 уз.; 9250 км. (5750 миль) в надводном положении со скоростью 8 уз.
Глубина погружения: 250 м (820 футов).
Торпедные аппараты: восемь носовых 533-мм(21-дюймовых) для 14 управляемых по проводам универсальны торпед DM2A3 «Сихечт» с активно пассивным самонаведением.
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей и навигационная типа 1007, пассивная ГАС с бортовыми гидрофонами, активно-пассивная ГАС ведения разведки, наблюдения и управления огнем, аппаратура РЭР «Силайен».
Экипаж: 21 человек.
  Подводная лодка класса Ула 

   После сдачи на слом во второй половине 1990-х гг. последних шести из 15 подводных лодок типа «Коббен» в составе ВМС Норвегии осталось только шесть лодок с дизель-электрической силовой установкой типа «Ула» (Ula). Лодки получили названия «Ула», «Уредд» (Uredd), «Утвер» (Utvaer), «Утхауг» (Uthaug), «Утстейн» (Utstein) и «Утсира» (Utsira), все, кроме второго названия, уже использованные для лодок, находившихся в составе ВМС Норвегии до появления типа «Ула» (пять британских лодок типа «и», закупленных в Великобритании в 1943-1946 гг., модернизированных в 1955-1956 гг и сданных на слом в первой половине 1960-х гг.).
    Современные лодки типа «Ула» предназначены главным образом для действий в прибрежных водах и поэтому имеют сравнительно небольшие размеры и ограниченную глубину погружения около 250 м (820 футов).

Немецкая постройка.
    Все лодки этого типа были заказаны компании «Тиссен нордзееверке» в Эмдене 30 сентября 1982 г. в соответствии с совместной норвежско-германской программой, ставшей известной в Западной Германии как проект 210, в рамках которого, однако, права на заказ дополнительных двух лодок в связи с изменившимися обстоятельствами не были реализованы.
    Несмотря на то, что постройка лодок осуществлялась на западногерманской верфи, она проходила при участии норвежских экспертов ввиду того, что отсеки прочного корпуса производились на норвежских мощностях и направлялись морским транспортом в Эмден для монтажа на строившихся в Германии лодках. Лодки были заложены с января 1987 по июнь 1990 г., спущены на воду с июля 1988 по ноябрь 1991 г. и окончательно введены в состав ВМС Норвегии с апреля 1989 по апрель 1992 г.

  Подводная лодка класса Ula 

   Хотя большая часть корпуса и все основные механизмы были германского производства, лодки оснащались французскими, немецкими и норвежскими системами и аппаратурой. Основные системы управления лодкой и оружием норвежские (система управления торпедной стрельбой - «Конгсберг» MSI-90U, усовершенствованная и модернизированная в 2000-2005 гг.), тогда как гидроакустика французской и немецкой разработки. Францией поставлены низкочастотные пассивные ГАС «Томсон-CSF» с бортовыми гидрофонами, разработанные на основе полимерной пьезоэлектрической технологии, значительно снижающей шумоизлучение. Однако средневолновые активно-пассивные ГАС перехвата, поиска и управления стрельбой «Атлас Электроник» CSU 83 немецкого производства. Другими заметными особенностями, направленными на устранение необходимости в дополнительных отверстиях в прочном корпусе, является использование модульных выдвижных устройств «Калзони трайдент», а также перископов с оптикой компании «Цейс».

  Подводная лодка класса Ula Схема. 

Богатое происшествиями применение.
    Начиная с ввода в состав флота, лодки типа «Ула» столкнулись с проблемами шумности механизмов, что был серьезным недостатком при применении подводных лодок, в ходе которого звук является главным фактором, способствующим их обнаружению в подводном положении. До настоящего времени с ними произошло несколько очень примечательных происшествий. «Ула», например. была повреждена практической торпедой во время проведения приемных испытаний в 1989 г., а «Уредд» получила повреждения в марте 1991 г. при неудачной швартовке, а затем, в феврале 1992 г., в результате пожара на центральном посту.