Дизель-электрическая подводная лодка типа «Ромео»
Китай 
   подводная лодка типа Ромео 
 
Тактико-технические характеристики
Тип 033 («Ромео»)
Водоизмещение: надводное 1475 т., подводное 1830 т.
Размерения: длина 76,6 м (251 фут 3 дюйма); ширина 6,7 м (22 фута); осадка 5,2 м (17 футов 1 дюйм).
Силовая установка: два дизеля мощностью 2,94 мегаватта (4000 л.с.), два электродвигателя вращающих два вала.
Скорость: надводного хода 15,2 уз. и подводного хода 13 уз.
Дальность плавания: 14 484 км. (9000 миль) в надводном положении со скоростью 9 уз.
Торпедные аппараты: восемь 533-мм (21-дюймовых), шесть носовых и два кормовых.
Стандартный боекомплект: 14 533-мм (21-дюймовых) противокорабельных или противолодочных торпед (включая Yu-4 и Yu-5) или 28 мин.
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей «Снул плейт» или Снул трей- ГАС ведения разведки «Томсон Синтра» (на некоторых лодках), высокочастотная активно пассивная ГАС поиска и управления огнем «Геркулес» или «Тамир 5».
Экипаж: 54 человека (10 офицеров).
  Подводная лодка класса Ромео 

   Китайцы заимствовали советский тип «Ромео» в качестве основного типа подводных лодок собственного производства и экспортировали несколько единиц в Северную Корею. В настоящее время численность лодок типа «Ромео» в ВМС НОАК уменьшена, а их строительство с 1987 г. прекращено в связи с приоритетами, отданными разработке лодок типа «Мин».
    Сохранив в составе собственного ВМФ лишь несколько лодок типа «Ромео», Советский Союз передал оставшиеся лодки в Алжир, Болгарию, Египет и Сирию. Предоставленные Алжиру лодки использовались для подготовки экипажей подводников. В настоящее время эти учебные единицы в ВМС Алжира заменены лодками типа «Кило».
    Строительство в 1958 г. первых советских подводных лодок типа «Ромео» (проект 633) в г. Горьком, как усовершенствованных лодок типа «Виски» совпало с успешным внедрением ядерных энергетических установок в ВМФ СССР. В результате только 20 дизель-электрических подводных лодок этого проекта из 560 первоначально планировавшихся были действительно построены.

  Подводная лодка класса Romeo 

Строительство в Китае.
    Однако проектная документация была передана китайцам в рамках планов развития их военной промышленности, и с 1962 г. началось строительство лодок в Китае, где первые из них были собраны на верфи в Учжане, получив местное обозначение тип 033. Другие верфи, расположенные в Гуанчжоу (Кантоне), Чжиннане (Шанхае) и Хулудао в дальнейшем присоединились к программе строительства, доведя в начале 1970-х гг. ежегодное производство лодок до девяти единиц.
    Всего в Китае было построено 84 лодки типа «Ромео». В настоящее время известно, однако, что только 31 лодка продолжает находиться в составе ВМС Народно-освободительной армии и еще девять выведены в резерв. Четыре лодки были экспортированы в Египет в 1982-1984 гг., где они получили на вооружение ракеты «Гарпун» с подводным стартом. Полагают, что Северная Корея располагает 22 лодками типа «Ромео», часть которых с 1976 г. была построена на местных верфях с помощью Китая. В Болгарии находится одна лодка «Слава» советской постройки.
    Все построенные для советского ВМФ лодки были выведены из состава флота к 1987 г. Две лодки были предоставлены Алжиру на пять лет для использования в учебных целях до приобретения этим государством современных подводных лодок типа «Кило». По существу, лодки типа «Ромео» советской и китайской постройки имеют те же тактико-технические характеристики и вооружение, исключая установленное на советских лодках в носовой части внешнее гидроакустическое оборудование.