Авианосец «Рейнджер» CV-4
США 
  Авианосец Рейнджер CV-4  
 
Тактико-технические характеристики
Авианосец ВМС США «Ranger» (СV-4)
Водоизмещение: 14 575 тонн стандартное, 17 577 тонн полное;
Размеры: общая длина – 234,39 м, ширина по полетной палубе – 33,37 м, осадка – 6,83 м;
ГЭУ: двухвальная паротурбинная суммарной мощностью 39890 кВт (54 157л.с.);
Скорость: 29,25 узла;
Бронезащита: палуб – 25 мм, бортов и переборок – 51 мм;
Вооружение: (1941 г.) 8 127-мм зенитных орудий, 24 27,94-мм зенитные пушки и 24 12,7-мм зенитных пулемета, (1943 г.) 8 127-мм зенитных орудий, 24 40-мм и 46 20-мм зенитных пушек;
Авиагруппа: 76 (при использовании, а качестве авиатранспорта – 86);
Экипаж: 1788 человек (во время войны – 2000)
  Авианосец ВМС США Рейнджер CV-4  

   Авианосец ВМС США CV-4 «Рейнджер» был первым американским кораблем, сконструированным и построенным как авианосец. На нем отрабатывались новые технические решения, и приобретался опыт эксплуатации авианосцев.
    Вашингтонский договор ограничивал максимальное суммарное водоизмещение вновь построенных в США авианосцев 69000 тонн, а водоизмещение каждого отдельного корабля – 27000 тонн. Поэтому американцы приняли решение построить новый авианосец значительно меньше этого ограничения и разместить тем самым на строящихся в рамках договора кораблях как можно большее число самолетов. Исходя из этого, требования к «Рейнджеру» как к авианосцу преобладали над требованиями к нему как к кораблю. В результате по сравнению с другими авианосцами флота он был более тихоходным, имел слабое вооружение, но больше самолетов при небольшом водоизмещении.


  Авианосец ВМС США Рейнджер CV-4  

    На авианосце «Рейнджере» ангар и полетная палуба были размещены над корпусом. Они не имели бортовой обшивки и поэтому не увеличивали прочность конструкции корабля. Первоначально авианосец создавался гладкопалубным, но в процессе строительства стало ясно, что надстройка необходима, в частности, для управления полетами. В конструкцию был внесен еще ряд изменений, в результате чего водоизмещение «Рейнджера» значительно превысило запланированные 13800 тонн. Одним из технических приемов, использованных в рамках концепции гладкой полетной палубы, стало использование шести заваливающихся дымовых труб, по три на каждом борту, которые поворачивались горизонтально при выполнении полетов. Корабль имел минимальную броневую защиту. Толщина его брони составляла 25 мм на полетной палубе и 51 мм вдоль ватерлинии в районе машинного отделения. Эту пассивную защиту дополняли восемь 127-мм зенитных орудий L/25. Авиагруппа «Рейнджера» состояла из 36 бомбардировщиков, 36 истребителей и 4 вспомогательных самолетов. Средства обеспечения полетов включали один подъемник между ангарами и полетной палубой, одну катапульту в носовой части полетной палубы и по три крана на каждом борту для подъема и спуска на воду гидросамолетов и шлюпок. Запас авиационного топлива на корабле составлял 514210 литров.


  Авианосец ВМС США Рейнджер CV-4  

    «Рейнджер» был заложен в сентябре 1931 года на верфи «Ньюпорт-Ньюс» и спущен на воду в феврале 1933 года. Имея водоизмещение 16169 тонн и мощность ГЭУ 40730 кВт (54630 л. с.), в ходе испытаний он развивал скорость до 29,9 узла. Корабль был введен в состав флота в июле 1934 года, но оказался не очень удачным. В 1939 году капитан «Рейнджера» докладывал, что авианосец часто имеет слишком сильную килевую качку, чтобы самолеты могли выполнять полеты. Вооружение и защита «Рейнджера» были недостаточно мощными, чтобы использовать его на передовой. В годы Второй мировой войны вооружение корабля было усилено, а к установленному в начале боевых действий прибору управления артиллерийским огнем на больших углах добавлен еще один. Тем не менее, боевое применение авианосца ограничилось действиями у побережья Северной Африки в ноябре 1942 года и походом в Норвегию в 1943 году совместно с кораблями английского флота. После этого «Рейнджер» использовался в качестве учебного авианосца, а его 127-мм АУ сняли, чтобы установить новые РЛС.
    В 1945 году «Рейнджер» привлекался к первым испытаниям самолетов ДРЛО. К тому времени все его вооружение состояло лишь из 46 20-мм зенитных пушек. В январе 1947 года авианосец был продан на запасные части.