Авианосец «Lexington» CV-2 (рус. «Лексингтон»)
США 
 Авианосец «Lexington» CV-2  
 
Тактико-технические характеристики
Авианосец ВМС США «Lexington» (CV-2)
Водоизмещение: 38000 тонн стандартнее, 47700 тонн полное;
Размерения: общая длина -270,66 м, ширина по полетной палубе - 39,62 м, осадка - 9,75 м;
Скорость: 34 узла;
Бронезащита: пояса - 152 мм, полетной палубы - 25 мм, верхней палубы - 51 мм, нижней палубы - 25-76 мм, орудийных бешен - 38-76 мм, барбетов – 152 мм;
ГЭУ: четырехвальная, четыре турбогенератора компании «Дженерал Электрик» суммарной мощностью 156 660 кВт (210 000 л. с.)
Вооружение: (1942 г.) 8 127-мм зенитных орудий, 30 20-мм зенитных пушек и 6 счетверенных 27,9-мм зенитных АУ;
Авиагруппа: (1942 г.) 22 истребителя, 36 пикирующих бомбардировщика и 12 торпедоносцев;
Экипаж: 2951 человек
  Авианосец Лексингтон CV-2  

   Вашингтонский договор позволял США достроить в качестве авианосцев два из четырех заложенных ранее линейных крейсеров водоизмещением 33000 тонн каждый. Американцы выбрали корабли «Lexington» и «Саратога», строившиеся компаниями «Фор Ривер» в Куинси и «Нью-Йорк Шипбилдинг» в Камдене. При этом они использовали множество идей, опробованных на авианосце проекта 1919 года, строительство которого было прекращено.
    Авианосец ВМС США CV-2 «Lexington» был спущен на воду в октябре 1925 года и принят на вооружение в декабре 1927 года. На правом борту он имел массивную надстройку, окруженную двумя спаренными 203-мм АУ спереди и двумя сзади. Другими характерными чертами авианосца были бронирование корпуса вплоть до полетной палубы, за исключением мест спуска и подъема шлюпок, двухэтажный ангар, два расположенных по осевой линии корабля самолетоподъемника и установленная на носу катапульта. В наследство от крейсера авианосец получил турбоэлектрическую ГЭУ с четырьмя турбогенераторами, подававшими энергию на восемь электродвигателей, установленных по два на каждом гребном валу.

  Авианосец Лексингтон CV-2  

   Во время нападения на Перл-Харбор корабль обеспечивал авиационную поддержку подразделений морской пехоты США, удерживавших остров Мидуэй, и поэтому избежал катастрофы. «Lexington» был в срочном порядке перестроен, лишившись громоздких 203-мм АУ и четырех 127-мм орудий. Взамен на нем установили несколько 20-мм АУ «Эрликон».
    Первой боевой операцией «Лексингтона» стала неудачная попытка освобождения острова Уэйк, состоявшаяся сразу после Перл-Харбора. В конце января 1942 годе авианосец обеспечивал прикрытие рейда на Маршалловы острова, а затем привлекался к отдельным операциям в юго-западной части Тихого океана. И только когда в марте 1942 года к чему присоединился более новый авианосец «Йорктаун», «Lexington» начал по-настоящему демонстрировать свою мощь.
    После непродолжительного ремонта в Перл-Харборе «Лексингтон» вернулся в Коралловое море, где японские авианосцы обеспечивали прикрытие десанта на Порт-Морсби, Новая Гвинея. 8 мая пикирующие бомбардировщики SBD «Донтлесс» атаковали японские авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку», но не причинили им никакого ущерба. Пока продолжалась эта атака, японцы нанесли ответный удар, пробив двумя торпедами левый борт «Лексингтона». Кроме того, корабль получил повреждения от прямого попадания двух бомб и нескольких близких взрывов. В результате деформации корпуса произошла разгерметизация емкостей с авиационным топливом, и когда очаги пожара были потушены, взрывоопасные пары продолжали распространиться по кораблю. Через час после атаки они с детонировали от случайной искры, и на авианосце произошло несколько взрывов. Через шесть часов после первого попадания был отдан приказ покинуть корабль. После эвакуации членов экипажа на эсминцы сопровождения авианосец был торпедирован.


  8 мая 1942 года, гибель авианосца «Lexington»  
8 мая 1942 года, гибель авианосца «Lexington»

   Всего на нем погибли 216 из 2951 члена экипажа. За свой короткий боевой путь «Lexington» не смог нанести противнику значительного ущерба, по большей части из-за неопытности своих летных экипажей и несовершенной тактики ВМС США. Потеря столь крупного авианосца стала высокой платой за победу в Коралловом море.