Ракетные катера типов «Спика» и «Виллемоэс»
Швеция 
  Ракетные катера типа Спика-1  
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Спика-1» (Spica I) (по окончании строительства)
Водоизмещение: 200 т. стандартное, 235 т. полное.
Размерения: длина 41,0 м, ширина 7,1 м, осадка 1,6 м
ЭУ: трехвальная газотурбинная (три двигателя «Протеус») мощностью 12 750 л. с.
Скорость хода: 40 уз.
Дальность плавания: 500 миль на полном ходу.
Вооружение: шесть 533-мм ТА; универсальная 57-мм АУ L70; четыре крупнокалиберных пулемета (на катерах типа «Спика-2» 1980-х годах установили четыре ПКР RBS-15 с активной радиолокационной системой наведения, на оставшихся в строю в настоящее время имеется восемь таких ракет).
РЭВ: БИУС М22.
Экипаж: 30 человек.
  Ракетные катера класса Спика-1  

    В 1961 году шведским ВМС были выделены средства на строительство шести 41-метровых торпедных катеров. Они получили названия звезд и созвездий, а первый из них, «Спика», был заложен в 1964 году. Катера типа «Спика» значительно превосходили по своим возможностям существовавшие в то время катера, были оснащены тремя газотурбинными двигателями «Протеус» фирмы «Бристоль» и вооружены скорострельным 57-мм орудием и четырьмя 533-мм ТА. Они отлично зарекомендовали себя, так как идеально подходили для реализации тактики «поразил - скрылся» в прибрежных водах Швеции, поэтому через десять лет был заложен первый из двенадцати катеров типа «Спика-2». Эти катера имели удлиненный до 42 м корпус и были оснащены усовершенствованной системой управления стрельбой. Они были названы в честь шведских городов и известны также как катера типа «Норчёпинг».
     По этому же проекту для ВМС Дании были построены десять катеров типа «Виллемоэс» с такими же торпедами серии Тр 61 и системой управления стрельбой, как на катерах типа «Норчёпинг», но отличавшиеся от них 76-мм АУ «Компакт» итальянской фирмы «ОТО-Мелара». Они также отличались немного и внешне, так как имели удлиненную к корме надстройку.

  Ракетные катера   типа Spica  

    Как член НАТО, Дания могла получать военную помощь от США, поэтому вскоре на катерах типа «Виллемоэс» установили две четырехконтейнерные ПУ ПКР «Гарпун». Ракеты разместили в корме, чтобы реактивные газовые струи без помех уходили за корму. Позднее на катерах устанавливались различные комбинации ракетного и торпедного вооружения. Шведское министерство обороны тоже приняло решение установить ПКР вместо ТА на катера типа «Норчёпинг», однако сделало выбор в пользу ракет RBS15 национальной компании «Сааб». Перевооружение с торпед на ракеты было проведено в 1982-1984 годах.
     Катера типа «Спика-1» ввиду нехватки средств модернизацию не проходили и были выведены из боевого состава 1990-х годах, а РКА типа «Спика-2» во второй половине 1990-х годов прошли капитальный ремонт. В ходе него были заменены двигатели, система управления стрельбой и БИУС, а также повышены возможности по ПЛО и ПВО. К концу 1990-х в строю оставались только шесть катеров типа «Спика-2», а остальные были выведены в резерв с дальнейшей передачей их на металлолом. Катера типа «Виллемоэс» модернизацию не проходили и в 1999-2000 годах были выведены из боевого состава.