Торпедные катера типов П4, П6, «Шершень», «Моль» и «Тюря»
СССР 
  Торпедные катера типа Шершень  
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Тюря» (Turya)
Водоизмещение: 250 т. полное.
Размеренна: длина 39,6 м, ширина 7,6 м, осадка 1,8 м.
ЭУ: трехвальная дизельная (три двигателя М-503, М-503А или М-504) мощностью 14 990 л. с.
Скорость хода: более 40 уз.
Дальность плавания: 1680 миль при 14 уз.
Вооружение: два 533-мм ТА с противолодочными торпедами; спаренная универсальная 57-мм АУ, спаренная 25-мм ЗАУ; глубинные бомбы.
РЭВ: РЛС - ОНЦ «Pot Drum», управления стрельбой «Muff Cob»; две системы опознавания «свой - чужой»; опускаемая ГАС «Foal Tail».
Экипаж: 30 человек.

Тип П4
Водоизмещение: 22 т. стандартное, 25 т. полное.
Размерения: длина 22 м, ширина 4,7 м, осадка 1,5 м.
ЭУ: двухвальная дизельная (два двигателя М-503) мощностью 2400 л. с.
Скорость хода: 42 уз.
Дальность плавания: 460 миль при 13 уз.
Вооружение: два 457-мм ТА с противолодочными торпедами; спаренная 12,7- или 14,5-мм пулеметная установка; четыре-восемь глубинных бомб.
РЭВ: РЛС ОНЦ «Skin Head», системы опознавания «свой - чужой» «High Pole-А» и «Dead Duck».
Экипаж: 12 человек.

  Торпедный катер на подводных крыльях типа Тюря  
Торпедный катер на подводных крыльях типа «Тюря» (проект 206М «Шторм»)

Вторая послевоенная серия советских торпедных катеров типа П4 (проект 123 «Комсомолец») состояла примерно из 350 единиц, построенных с 1946 года до середины 1950-х. Они имели алюминиевый корпус и небольшие размеры, поэтому район их применения был ограничен прибрежными водами. Катера этого типа уже давно выведены из состава советского (теперь российского) флота. В течение длительного времени они оставались в составе флотов примерно полутора десятков стран.

Их преемниками стали катера типа П6 (проект 183)с деревянным корпусом, которых с 1953 по 1960 год было построено более 620 единиц. До середины 1970-х годов они были основными торпедными катерами советского флота. На их основе были созданы другие катера, в том числе типа «Комар» с ПКР (около 100 единиц), патрульные типа МО-6 (50), экспериментальные торпедные типов П8 и П10 (20), а также сторожевые катера погранвойск КГБ и катера-мишени. Большое количество катеров этого типа было передано другим странам, а на Кубе, в Египте и КНДР они оставались в составе флотов до недавнего времени.
Самым большим ТКА стал катер типа «Шершень» (проект 206), созданный на основе корпуса и ЭУ ракетного катера типа «Оса-1» и оснащенный четырьмя 533-мм ТА с противокорабельными торпедами большой дальности, установленными вместо ракет. С1962 по 1974 год было построено 123 таких катера. Для защиты от воздействия ОМП их внутренние помещения герметичны и оснащены фильтровентиляционными установками. Катера этого типа предназначались для ведения совместных действий с ракетными катерами типа «Оса»


  Торпедный катер на подводных крыльях проект 206М Шторм  

Экспортный вариант, тип «Моль» (проект 206Э), создан на базе стандартного корпуса РКА типа «Оса» и вооружен торпедами меньшей дальности, чем установленные на советских катерах. В СССР было построено около 85 катеров типа «Шершень» и семь типа «Моль». Несколько оставшихся в строю катеров типа «Шершень» позднее были переданы Хорватии, Египту и Вьетнаму.
В 1971 году началось производство ТКА на подводных крыльях типа «Тюря» (проект 206М «Шторм») Они были созданы на базе корпуса и ЭУ катеров типа «Оса-2» с добавлением подводных крыльев. Несмотря на основное противокорабельное предназначение этих катеров, их четыре 533-мм ТА были способны вести стрельбу противолодочными торпедами, поэтому катера этого типа могли использоваться в качестве быстроходного средства противолодочной обороны прибрежной зоны во взаимодействии с самолетами и вертолетами берегового базирования, а также другими надводными кораблями ПЛО. Для решения этой задачи катера были оснащены опускаемой ГАС, применение которой особенно важно в условиях Балтийского моря и Тихого океана для поиска ГШ под слоем скачка. Строительство этих катеров для советского ВМФ завершилось в 1979 году, когда их было произведено около 30 единиц. Еще 19 катеров проекта 206МЭ было построено на экспорт без ГАС и противолодочных торпед. Они поставлены на Кубу, Сейшельские о-ва, в Эфиопию, Кампучию и Вьетнам.

Смотрите на нашем сайте: