Торпедно-артиллерийские катера типа «Тьельд» («Насти»)
Норвегия 
 Торпедно-артиллерийские катера типа Тьельд  
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Тьельд» (Tjeld)
Водоизмещение: 70 т. стандартное, 76 т. полное.
Размерения: длина 24,5 м, ширина 7,5 м, осадка 2,1 м
ЭУ: двухвальная дизельная (два 18-цилиндровых двигателя с турбо-надувом фирмы «Напьер-Делтик») мощностью 6200 л. с.
Скорость хода: 45 уз.
Дальность плавания: 1865 миль при 25 уз., 515 миль при 40 уз.
Вооружение: универсальная 40-мм АУ «Бофорс», 20-мм пушка и четыре 533-мм ТА с торпедами.
РЭВ: РЛС ОНЦ / навигационная.
Экипаж: 22 человека.
 Торпедно-артиллерийские катера класса Тьельд  

    В 1958 году норвежская компания «Вестермоенс баатбиггери» из г. Мандал построила прототип торпедного катера с деревянным корпусом, который получил название «Насти». Годом ранее ВМС Норвегии заказали у той же компании первые 12 катеров с деревянным корпусом типа «Тьельд» - «Тьельд», «Скарв», «Тейст», «Йо», «Лом», «Стегг», «Хаук», «Фальк», «Равн», «Грибб», «Гейр» и «Эрле», которые были переданы флоту в 1960 - 1962 годах. В 1962 году были заказаны и в 1963-1966 введены в боевой состав ВМС еще восемь катеров этого же типа - «Скрей», «Хай», «Сел», «Хвал», «Лаке», «Кнурр», «Делфин» и «Лир». Это были вполне обыкновенные катера по стандартам того времени. Они могли выступать в роли торпедных (носовая 40-мм АУ «Бофорс», кормовая 20-мм пушка и два 533-мм ТА по бортам) или артиллерийских катеров (две 40-мм АУ и два 533-мм ТА).
     Размеры катеров не позволяли разместить на них ПКР, которые начали получать широкое распространение в катерном флоте, поэтому срок их службы не стал большим. «Скарв» был списан в 1978 году, за ним на следующий год последовали «Тейст», «Йо», «Лом», «Хаук», «Фальк» и «Сел», а остальные 13 катеров были переведены в резерв и иногда использовались в учебных целях. К 1982 году остались восемь катеров, а в 1995-м был списан последний из них.

 Торпедно-артиллерийские катера типа Насти  

    Аналогичные катера типа «Насти» были построены компанией «Вестермоенс» в количестве 22 единиц - шесть для Греции, 14 для США (где были построены еще шесть катеров) и два для ФРГ. Греческие катера («Андромеда», «Иниохос», «Кастор», «Кик-нос», «Пигасос» и «Токсотис») поступили в состав ВМС в 1967 году и имели на вооружении две 40-мм АУ и четыре ТА. «Иниохос» был выведен из состава боеготовых сил в 1972 году, а остальные переведены в резерв в 1983-м. Последние (кроме «Кастор») в 1988 году получили новые дизельные двигатели MTU и были опять введены в боевой состав флота. Катера, поступившие в 1962-1968 годах в ВМС США, выполняли «специфические» задания и активно задействовались в ходе Вьетнамской войны. Западногерманские катера («Хугин» и «Мунин», проект 152), поступившие в начале 1960-х годов, в 1964-м были переданы Турции («Доган» и «Марти»), а в 1973-м выведены из состава турецкого флота.