Опытный бронетранспортер ЗиЛ-153
СССР 


  Бронетранспортер ЗиЛ-153  
 
Бронетранспортер ЗиЛ-153
 
 
Тактико-технические характеристики
бронетранспортера ЗиЛ-153
Колесная формула: 6х6;
Боевая масса, т: 10;
Боевой расчет, чел: 2+16;
Габаритные размеры, мм: длина – 6970, ширина – 2820, высота – 2130, клиренс – 480;
Вооружение (боезапас): 7,62-мм пулемет СГМБ (1250);
Броневая защита, мм: 6-13;
Двигатель: дизель, ЯАЗ, V8;
Мощность двигателя, л. с.: 180;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 90, на плаву – 10;
Запас хода по шоссе, км: 600;
Преодолеваемые препятствия: траншея, м - 1,8; вертикальная стенка, м - 0,6; подъём, град - 30°; боковой крен, град - 25°; брод - плавающий
 

    В конце 1950-х годов армейские заказчики потребовали от разработчиков расширить возможности бронетранспортеров — было необходимо повысить удельную мощность в 1,5-2 раза и придать способность преодолевать водные преграды с ходу — без предварительной подготовки. Возможности БТР-152 и даже БТР-Э152В были признаны недостаточными.
     За решение этой задачи на конкурсной основе взялся ряд конструкторских коллективов, среди которых оказался и коллектив специального конструкторского бюро (СКБ) ЗиЛа. Здесь в 1957 году был разработан и в 1959 году построен прототип плавающего бронетранспортера ЗиЛ-153 с полностью закрытым сварным корпусом из броневых катаных листов.


  Эскиз бронетранспортера ЗиЛ-153  
 
Эскиз бронетранспортера ЗиЛ-153
 

     Силовая установка и трансмиссия расположены в кормовой части корпуса. Полноприводное шестиколесное шасси (6х6) с почти равным расположением осей опиралось сверхупругие шины большого сечения (16,00-20") с регулируемым давлением. Система управления включала в себя два гидравлических усилителя руля, что было необходимо для возможности управлять поворотом колес передней и задней осей одновременно. На машину установили новый V-образный двигатель с бесступенчатым гидротрансформатором и пятиступенчатой коробкой передач ЯАЗ (Н-образная кинематическая схема была применена для упрощения - понадобился всего один межбортовой дифференциал). Подвеска всех колес независимая, на торсионах. Колесные редукторы, герметичные тормоза и водометные движители позаимствовали у ЗиЛ-135Б. Устанавливалась также лебедка с максимальным усилием, достаточным для самовытаскивания. Машина оснащалась радиостанцией Р-113.


  Бронетранспортер ЗиЛ-153 в танковом музее в Кубинке  
 
Бронетранспортер ЗиЛ-153 в танковом музее в Кубинке
 

     Испытания в 1960 году были пройдены с положительной оценкой, но производство установочной партии из 10 машин (были изготовлены корпуса) было свернуто — тогда в конкурсе победил бронетранспортер ГАЗ-49 (БТР-60П), созданный в КБ ГАЗа.
     В настоящее время прототип серии ЗиЛ-153 хранится в танковом музее в Кубинке. Попытки продолжения разработки машин этой серии привели к созданию проектов «851» и «852», однако в металле они воплощены не были.

   
 
Смотрите на сайте:
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика