В 2008 году организация «Југоимпорт СДПР» представила свой проект «Lazar BVT». Новый бронетранспортер назвали в честь князя Лазаря Хребеляновича, правившего Сербией в XIV веке. Перед началом разработки нового типа техники сербские военные и промышленники пришли к выводу о необходимости создания собственного проекта, поскольку он мог бы хорошо повлиять на состояние промышленности страны, а также улучшить ее обороноспособность. При определении облика будущего бронетранспортера инженеры «Југоимпорт СДПР» решили совместить несколько последних тенденций в области легкой бронетехники. Предполагалось, что «Lazar BVT» сможет стать основой для нескольких типов боевых и вспомогательных машин, а также получит комплекс мер защиты, свойственный технике класса MRAP. В качестве сферы применения перспективного БТР виделось патрулирование в городских условиях, а также сопровождение конвоев. Это оказало большое влияние на окончательный облик машины. В качестве базы для нового бронетранспортера первоначально выбрали шасси грузовика TAM-150. Однако в ходе конструкторских работ выяснилось, что характеристики такой ходовой части будут недостаточными для выполнения поставленных требований. Шасси базового грузового автомобиля значительно переработали. В итоге БТР «Lazar BVT» получил восьмиколесную полноприводную ходовую часть с гидравлической подвеской. В передней части бронированного корпуса бронетранспортера «Lazar BVT» размещен дизельный двигатель мощностью 440 лошадиных сил. Эта силовая установка позволяет 16-тонной машине разгоняться на шоссе до 90 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 600 километров. При монтаже полного набора модулей дополнительного бронирования эти показатели заметно уменьшаются, но это почти не влияет на общие возможности машины, поскольку дополнительные панели рекомендуются для использования в городских условиях, где высокая скорость передвижения почти не нужна. Сразу за двигателем размещены рабочие места механика-водителя и командира. Для наблюдения за местностью водитель и командир располагают крупными передними окнами. Их бронестекла обеспечивают защиту третьего уровня по стандарту НАТО. Садиться в бронемашину и покидать ее командир и водитель могут как через десантное отделение, так и через индивидуальные двери на бортах. Последние расположены рядом с сиденьями и открываются поворотом вперед. Уровень защиты дверей соответствует показателям всего бронекорпуса, а стекла немного слабее лобовых – уровень II по STANAG 4569. Из аналогичного бронестекла изготовляются 12 окон десантного отделения: по пять на бортах и два на задних дверях. За отделением управления с рабочими местами водителя и командира на бронетранспортера «Lazar BVT» располагается объем, предназначенный для установки боевого модуля и рабочего места стрелка-оператора вооружений. Предложенные проектом варианты вооружения монтируются в поворотной башне и в некоторых случаях оснащаются дистанционным управлением. В качестве вооружения бронетранспортера предлагаются пулеметы калибра 7,62 и 12,7 миллиметров, 30-мм автоматический гранатомет, 20-мм автоматическая пушка или пусковая установка для противотанковых ракет. Также предусмотрены дымовые гранатометы. Бронетранспортера «Lazar BVT» оснащается системами связи и спутниковой навигации, фильтро-вентиляционной установкой и рядом другого оборудования. При необходимости машина может получить набор видеонаблюдения за местностью. Серийное строительство первой машины линейки «Lazar» началось в 2008 году, после чего сербские вооруженные силы получили некоторое количество таких бронетранспортеров. Вскоре свое желание приобрести эти машины выразил Ирак, но уже в 2009 году все переговоры прекратились. Согласно некоторым источникам, в прошлом году Сербия отправила несколько бронетранспортеров «Lazar BVT» в Бангладеш, но точное их количество и сумма контракта неизвестны. Видео: Обзор бронетранспортера «Lazar BVT»
|