Бронетранспортер Engesa EE-11 «Urutu»
Бразилия 


  Бронетранспортер Engesa EE-11 «Urutu» Mk.III с одноместной башней  
 
Бронетранспортер Engesa EE-11 «Urutu» Mk.III с одноместной башней
 
 
Тактико-технические характеристики
бронетранспортер Engesa EE-11 «Urutu» Mk. III
Колесная формула 6х6
Экипаж (десант), чел.: 2+11;
Боевая масса, кг: 14000;
Габаритные размеры, мм: длина - 6100, ширина - 2660, высота по крыше корпуса - 2120, колесная база - 2440/1420, ширина колеи - 2100, дорожный просвет по корпусу -500, дорожный просвет по дифференциалу – 380;
Вооружение: один 12,7-мм пулемет или 20-мм автоматическая пушка;
Двигатель: дизель, Детройт 6V-53, мощность 212 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 105;
Максимальная скорость на плаву, км/ч: 8;
Запас хода по шоссе, км: 850;
Емкость топливных баков, л: 380;
Преодолеваемые препятствия: глубина брода, м – 1; высота стенки, м - 0,6; ширина траншеи, м - 1,5; подъем, град. - 60
 

Работы по созданию бронетранспортера EE-11 начались на фирме Engesa в январе 1970 г., а в июле был уже готов опытный образец машины CTRA (Сагго de Transporte sobre Rodas Anfibio), более известной как «Urutu». (Urutu - ядовитая змея, которая водится в Бразилии, бронеавтомобили «Cascavel» и «Jararaca» также названы в честь ползающих ядовитых гадов.)
Интегральный корпус бронетранспортера EE-11 был сварен из стальной гомогенной брони. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части машины, с правой стороны, рядом с ним находится отделение управления. На опытной машине был установлен шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбо наддувом Мерседес-Бенц ОМ352А, выпускавшийся в Бразилии по лицензии. Мощность дизеля 150 л. с., коробка передач ручная, пятискоростная (четыре для движения вперед, одна назад).


  Бронетранспортер Engesa EE-11 «Urutu» на плаву  
 
Бронетранспортер Engesa EE-11 «Urutu» на плаву
 

Всю среднюю и заднюю части корпуса занимает боевое отделение, в котором могут расположиться до 14 человек. Между первой и второй осями в бортах корпуса имеются открывающиеся вперед двери, еще одна дверь находится в кормовом бронелисте; в задней части крыши расположен большой четырехстворчатый прямоугольный люк. Сиденье командира установлено позади сиденья водителя, в крыше над ним есть люк круглой формы. В бортах боевого отделения имеется по пять амбразур для стрельбы из личного оружия.
Независимая подвеска применена только на передних двух колесах, которые являются управляемыми. Подвеска задних колес балансирная, типа «бумеранг», обеспечивает большой вертикальный ход (до 900 мм) колес. На всех колесах установлены дисковые тормоза и шины бразильской фирмы Новатракао размером 11,00x20.
Бронетранспортер планировали принять на вооружение не только сухопутные войска, но и морская пехота Бразилии. Моряки выдвинули очень жесткие требования: БТР должен был не просто пересекать водные преграды, а плавать в открытом море при высоте волны до 3 м. Другими словами, им был нужен небольшой бронекатер, способный к тому же эффективно воевать на суше. Не случайно модель БТР проходила испытания в гидроканале Технологического института Сан-Паулу. Все люки и двери машины были снабжены уплотнениями для обеспечения герметичности корпуса, по бортам смонтированы поднимаемые с помощью пневмоцилиндров трубы воздухозаборников (по две с каждого), через которые подавался атмосферный воздух внутрь машины и к двигателю.


  Бронетранспортер Engesa EE-11 «Urutu» Mk.III  
 
Бронетранспортер Engesa EE-11 «Urutu» Mk.III
 

Благодаря «автомобильным» шноркелям волны могли перекатываться через крышу БТР, не мешая работе двигателя. При операциях на суше трубы укладывались горизонтально вдоль борта. Как и всякое серьезное плавсредство, амфибия CTRA была оснащена помпами для откачки воды: две приводились от дизеля, еще одна, аварийная была ручной. Дизель при движении на плаву охлаждался забортной водой. Для предотвращения попадания выхлопных газов в помещение экипажа внутри моторно-трансмиссионного отделения искусственно поддерживалось более низкое давление; все погруженные в воду механические элементы ходовой части обдувались сжатым воздухом, что уменьшало их износ от коррозии.
Движение на плаву осуществлялось с помощью двух гребных винтов, установленных в задней части корпуса. Представителям сухопутных войск все эти «мореходные навороты», естественно, показались излишними, их вполне устраивала обычная амфибия, передвигавшаяся по относительно спокойной поверхности рек и озер за счет вращения собственных колес. Именно в таком варианте в 1974 г. первые серийные машины и были поставлены бразильской армии. ВМС же получили БТР в «мореходном варианте.

Модификации бронетранспортера Engesa «Urutu»:

Бронетранспортер Engesa «Urutu» Mk.I
     Серийные БТР имели большие габаритные размеры корпуса и увеличенную колесную базу, корпус изготавливался не из гомогенной, а из двухслойной брони, разработанной фирмой Engesa и, при меньшем весе, имевшей лучшую бронестойкость. Единый люк в крыше боевого отделения заменен на четыре прямоугольных люка. Имеются сведения, что все БТР «Urutu» Mk.l были построены в «мореходном» варианте и поставлены морской пехоте Бразилии. Все БТР для морской пехоты не имели стационарного вооружения на крыше корпуса, и на них ставились бензиновые двигатели Крайслер 318 НО V-8.


  Бронетранспортер Engesa EE-11 «Urutu» Mk.III  
 
Бронетранспортер Engesa EE-11 «Urutu» Mk.III
 

Бронетранспортер Engesa «Urutu» Mk.II
     На бронетранспортерах устанавливались усовершенствованные дизели Мерседес-Бенц ОМ-352А мощностью 174 л. с., автоматическая коробка передач Аллисон МТ-643 с четырьмя скоростями для движения вперед и одной назад. Первые БТР, предназначенные для сухопутных войск, вооружались: или 12,7-мм пулеметом, открыто установленным на турели рядом с командирским люком; или установленной на месте люка одноместной башней шведской конструкции, вооруженной 20-мм автоматической пушкой; или 60-мм минометом Гочкисс-Брандт, установленной в открытой сверху вращающейся башне. Проходил испытания БТР с двухместной башней от легкого танка Элвис «Скорпион», вооруженной 76-мм пушкой.

Бронетранспортер Engesa «Urutu» Mk.III
     Вместо двигателя Мерседес-Бенц ОМ-352 установлен дизель фирмы Детройт 6V-53 мощностью 212 л. с.. БТР оснащен системой централизованного регулирования давления воздуха в пневматиках, на колесах установлены шины размером 12,00х20. Все бронетранспортеры Mk.III для движения на плаву имели два гребных винта и рули, хотя трубами воздухозаборниками не оборудовались.
На базе БТР «Urutu» Mk.III были разработаны специализированные варианты:
— машина-мастерская, оснащенная оборудованием для ремонтно-восстановительных работ в полевых условиях, демонтировано все «амфибийное оснащение;
— санитарно-эвакуационная машина, высота боевого отделения увеличена за счет надстройки, возможна перевозка четырех раненых на носилках и 6-8 сидячих, машина оснащена специальным медицинским оборудованием, системой воздушного кондиционирования, кислородной аппаратурой;
— зенитная самоходная установка, на крыше корпуса смонтирована башня CNPM H-20R с системой оружия ТА-20 фирмы Электроник Марсель Дассо, вооружение две 20-мм автоматические пушки Эрликон KAD, в систему управления огнем входят РАС обнаружения и сопровождения низколетящих воздушных целей, оптический прицел и баллистический вычислитель, для придания машине дополнительной устойчивости при стрельбе в передней и задней частях корпуса смонтированы по две гидравлических опоры.
Всего выпускалось семь базовых вариантов БТР, от Mk.l до Mk.VII, отличавшихся друг от друга типом дизеля, коробки передач и различным прицельным оснащением.


  Бронетранспортер Engesa EE-11 «Urutu» Mk.III на вооружении Ливийской полиции  
 
Бронетранспортер Engesa EE-11 «Urutu» Mk.III на вооружении Ливийской полиции
 

БРЭМ на базе БТР Engesa «Urutu»
     Полноценная ремонтно-эвакуационная машина на базе БТР «Urutu» была построена только в 1985 г., через 11 лет после начала серийного производства бронеавтомобилей EE-11. Компоновка машины, размеры не изменились, но БРЭМ оснащена дополнительным оборудованием: в задней части корпуса, с левой стороны, установлен складной гидравлический кран грузоподъемностью 3000 кг с длиной стрелы в распрямленном состоянии 4 м, в передней части гидравлическая лебедка с тяговым усилием 5000 кг. Кран имеет круговое вращение. На БРЭМ может быть установлен любой из трех дизелей: или МерседесБенц OM-352AS мощностью 190 л. с., или Детройт Дизель 6V-53N мощностью 212 л. с., или Детройт Дизель 6V-5 3Т мощностью 260 л. с. Вооружение пулемет калибра 12,7 мм, установленный на турели рядом с люком командира, боезапас 600 патронов. Экипаж машины четыре человека.

Бронеавтомобиль огневой поддержки Engesa «Urutu»
     На крыше корпуса установлена башня с 90-мм пушкой, аналогичная установленной на бронеавтомобиле ЕЕ-9 «Cascavel».
     БТР EE-ll «Urutu» различных вариантов состоят на вооружении в Анголе, Боливии, Бразилии, Венесуэле, Габоне, Гайане, Иордании, Ираке, Кипре, Колумбии, Ливии, Марокко, ОАЭ, Суринаме, Тунисе, Уругвае, Чили.


  Бронеавтомобиль огневой поддержки Engesa «Urutu» Engesa EE-11 «Urutu» Mk.III ВС Туниса  
 
Бронеавтомобиль огневой поддержки Engesa «Urutu» Engesa EE-11 «Urutu» Mk.III ВС Туниса
 
   
 
Смотрите на сайте:
 

 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика