Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1
СССР 

  Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1  
 
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1
 
 
Тактико-технические характеристики БРДМ-1
Колесная формула: 4х4;
Экипаж (десант), чел.: 2(3);
Боевая масса, кг: 5600;
Габаритные размеры, мм: длина – 5660, ширина – 2170, высота – 1870, клиренс – 315;
Бронирование: катаная сталь;
Вооружение: средний пулемет 7,62 мм СГМБ; 12,7 мм ДШК, тяжелый пулемет 14,5 мм КПВ (поздние модели);
Двигатель: ГАЗ-40ПБ, 6-цилиндровый, бензиновый, мощностью 90 л. с.;
Удельная мощность, л. с./т: 16;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 90, на плаву – 9;
Запас хода, км: по шоссе – 750, по воде – 120;
Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град. 31; крен, град. 20-25; ширина рва, м - 1,20
 

  Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1  
 
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1
 

Колесные бронированные машины в Советской Армии традиционно использовались для ведения разведки, связи, транспортировки командного состава. Резкое повышение мобильности и технической оснащенности Сухопутных войск потребовало создания боевой разведывательно-дозорной машины нового поколения, соответствующей требованиям времени. Машина должна была обладать плавучестью, преодолевая без предварительной подготовки весьма солидные водные преграды с высотой волны до 0,5 м, повышенной скоростью движения, проходимостью (в частности, выдвигалось требование преодоления рвов и траншей шириной до 1,2 м), иметь достаточные объемы для размещения группы разведчиков, необходимого вооружения и специального оборудования.

Разработка бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ) началась в конце 1954 г. в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством ведущего конструктора В. К. Рубцова. Этот коллектив уже обладал достаточным опытом в создании колесных бронированных машин (БТР-40 и его модификации), а также плавающих автомобилей.


  БРДМ-1  
 
БРДМ-1
 

Первоначально предполагалось создать БРДМ как плавающую модификацию хорошо отработанного и освоенного в войсках бронетранспортера БТР-40 (машине был присвоен индекс БТР-40П). Но в ходе работ стало очевидно, что ограничиться простой модификацией уже существующего изделия не удастся. Начала вырисовываться совершенно новая машина, не имеющая не только отечественных, но и мировых аналогов. Требования военных по преодолению окопов и траншей, обусловленные опытом Второй мировой войны, когда эти весьма распространенные на поле боя препятствия иногда надолго задерживали продвижение колесных боевых машин, обусловили разработку уникального шасси, состоящего из четырехколесного основного движителя и четырех дополнительных колес, установленных в центральной части машины и служащих для преодоления траншей. Колеса при необходимости могли опускаться и приводились в движение при помощи специальной трансмиссии. Таким образом, БРДМ-1 трансформировалась из четырехколесной в восьмиколесную машину, способную форсировать траншеи шириной до 1,22 м. Основные колеса имели централизованную систему подкачки, отработанную на БТР-40 и БТР-152.


  Схема БРДМ-1  
 
Схема БРДМ-1
 

Для движения по воде первоначально предполагалось использовать традиционный гребной винт. Однако в дальнейшем было решено использовать водомет, разработанный для плавающего танка ПТ-76. Подобный движитель был более компактным и «живучим». Кроме того, водомет мог использоваться и для откачивания воды из корпуса машины. Повысилась и маневренность на воде радиус разворота составлял всего 1,5 м.

Первый опытный образец БРДМ-1 был изготовлен в феврале 1956 г. В дальнейшем к нему присоединилось еще несколько машин, подвергнутых весьма строгим испытаниям (в частности, одна из БРДМ форсировала вплавь Керченский пролив). В конце 1957 г. была выпущена опытная серия БРДМ-1, а в 1958 г. БРДМ-1 была официально принята на вооружение и запущена в большую серию, продолжавшуюся до 1966 г.


  БРДМ-1  

Машина в больших количествах поставлялась в Советскую Армию, а также передавалась союзникам по Варшавскому Договору и поставлялась на экспорт. Ею были оснащены части кубинской армии. Использовалась БРДМ и в джунглях Южного Вьетнама, где как нельзя кстати проявилась ее высокая проходимость. Советские разведывательные подразделения на БРДМ первыми вступали на улицы чехословацких городов в августе 1968 г., а в октябре 1973-го египетские «коммандос», посаженные на БРДМ-1, неожиданно для израильтян форсировали Суэцкий канал, удерживая плацдарм до подхода основных сил.
Несмотря на то что в Российской армии БРДМ-1 заменена на более совершенную машину БРДМ-2, эти носатые юркие броневички продолжают исправно нести службу в армиях и полицейских подразделениях многих стран «третьего мира
БРДМ-1 имеет герметизированный несущий корпус, сваренный из броневых катаных листов толщиной 6, 8 и 12 мм. Тщательно отработанная гидродинамика корпуса обеспечила минимальное сопротивление движению на плаву. На корпусе приварена открытая сверху бронированная рубка с двумя смотровыми люками, снабженными пуленепробиваемыми стеклоблоками. В задней стенке рубки расположен двухстворчатый люк.


  Схема БРДМ-1  
 
Схема БРДМ-1
 

Форсированный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-40П размещен в носовой части машины. Для обеспечения ему «комфортных» условий работы на плаву, когда крышки воздухоборника задраены, охлаждение осуществляется забортной водой через теплообменник. Радиатор увеличенных размеров оснащен системой обратного тока воздуха и имеет мощный вентилятор, приводимый от двигателя посредством карданного вала. Для движения на воде использован реактивный водометный движитель. Наиболее оригинальной является ходовая часть машины, состоящая из основного четырехколесного движителя и системы дополнительных колес.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.