Боевая машина пехоты «Объект 765» выпуска 1964 года, являлась дальнейшим развитием опытного образца БМП «Объект 765» выпуска 1962 г. Она была изготовлена на ЧТЗ в 1964 г. и в том же году прошла полигонно-войсковые испытания. После устранения выявленных недостатков машина была принята на вооружение приказом министра обороны СССР от 2 июня 1966 г. под маркой БМП-1. БМП-1 представляла собой плавающую гусеничную машину массой 12,8 т с передним расположением МТО и кормовым размещением десантного отделения, в котором располагалось 8 стрелков. Посадка и спешивание десанта производились через две двери в корме корпуса машины. Для выхода десанта при движении БМП-1 на плаву, ведения огня по воздушным целям, а также наблюдения за местностью на марше в крыше корпуса (над сиденьями десанта) имелось четыре люка с броневыми крышками. Механик-водитель размещался в отделении управления у левого борта, в башне слева от орудия располагался наводчик-оператор. За механиком-водителем находился командир стрелкового отделения (взвода, роты) он же командир машины. Боевой расчет БМП-1 составлял 11 человек. БМП-1 была вооружена 73-мм гладкоствольным орудием 2А28 «Гром» и спаренным 7,62-мм пулеметом ПKT. Кроме того, снаружи башни на орудии была закреплена пусковая установка для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Прицельная стрельба из орудия велась на дальностях до 1300 м. Скорострельность составляла 8-10 выстр./мин. Управление полетом ракеты осуществлялось передачей команд по проводам наводчиком-оператором с помощью специального пульта. В десантном отделении в бортовых листах корпуса имелось 8 амбразур, в которых были смонтированы шаровые установки. Передняя шаровая установка со стороны каждого борта предназначалась для 7,62-мм пулемета ПК, а остальные - для автоматов АК-47 десанта. В левой кормовой двери была смонтирована еще одна шаровая установка для автомата АК-47. Все амбразуры закрывались броневыми крышками. На БМП-1 устанавливался четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизель УТД-20 мощностью 221 кВт (300 л. с), который был объединен с механической трансмиссией (за исключением бортовых редукторов) в силовой блок. Емкость топливной системы, включавшей один основной бак в десантном отделении и два бака, встроенных в кормовых дверях корпуса, составляла 462 л. Запас хода по шоссе составлял 500 км. Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения стали 65Г по фрикционному материалу КФ-2 (НСФ-2), пятиступенчатой коробки передач с двумя инерционными конусными синхронизаторами, двух двухступенчатых ПМП, двух однорядных планетарных бортовых редукторов и системы гидросервоуправления. Коробка передач обеспечивала получение пяти передач вперед и одной передачи заднего хода. Картер коробки передач отливался из алюминиевого сплава Ал-4. Система управления агрегатами трансмиссии включала гидросервоприводы управления главным фрикционом, коробкой передач, механизмом поворота и остановочными тормозами. Приводы управления главным фрикционом и остановочными тормозами ПМП имели пневматическое дублирование. Кроме того, остановочные тормоза имели механический привод непосредственного действия от рукоятки стояночного тормоза. Для управления поворотом машины на рабочем месте механика-водителя была установлена рулевая колонка с штурвалом. На рулевой колонке имелся рычаг включения замедленной передачи, которая получалась изменением передаточного числа в 1,44 раза одновременно в двух ПМП при прямолинейном движении машины на любой передаче. Гусеничный движитель имел переднее расположение ведущих колес, двенадцать однодисковых опорных и шесть поддерживающих катков с наружной амортизацией, две гусеницы с PMШ и два направляющих колеса. Для натяжения гусеницы использовался червячный кривошипный механизм, расположенный в кормовой части корпуса. Гусеничный движитель использовался также в качестве водоходного движителя. В состав системы подрессоривания входили индивидуальная торсионная подвеска, четыре поршневых гидроамортизатора двухстороннего действия, пружинные и резиновые ограничители хода балансиров (упоры). Постоянно установленный над верхней ветвью гусеницы гидродинамический кожухе инерционной решеткой в его кормовой части способствовал повышению скорости движения и маневренности машины на плаву. Запас плавучести машины составлял 18%.
|