Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс» 1916 г.
Россия 


  Бронеавтомобиль Остин-Кегресс  
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
«Остин-Кегресс»
Боевая масса, т: 5,8;
Экипаж, чел: 5;
Габаритные размеры, мм: длина - 6300, ширина - 2130, высота - 2680, колея передних колес - 1500, дорожный просвет - 250;
Бронирование, мм: вертикальные поверхности - 7,5; горизонтальные поверхности - 4;
Вооружение: два 7,62-мм пулемета «Максим»;
Боекомплект: 6000 патронов;
Двигатель: «Остин», 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 36,8 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 6,34;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 25;
Запас хода, км: по шоссе - 100;
Запас топлива, л: 98;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - 25-30; ров, м - 1,2-1,6; брод, м - до 0,6.
 

    Русское командование торопилось — весной 1916 года в распоряжение Кегресса передали один из 60 заказанных для Русской армии бронеавтомобилей фирмы «Остин», так называемой «второй заготовки», в качестве шасси которого использовался 1,5-тонныи грузовик той же фирмы с двигателем мощностью 50 л. с. Первые машины этой серии начали прибывать в Россию зимой 1916 года. В августе Кегресс предъявил первый в мире полугусеничный бронеавтомобиль к испытаниям.

Бронеавтомобиль Остин-Кегресс

     В течение двух месяцев — августа и сентября 1916 года — машина прошла обширную программу испытаний на проходимость в окрестностях Царского Села и Могилева, а затем и на продолжительность работы во время пробега Могилев — Царское Село. Результаты превзошли все ожидания «... автомобиль свернул с дороги на целину, переехал придорожную канаву, затем пошел со значительной скоростью по мягкому травянистому грунту, свободно и плавно преодолевая различные неровности поднялся на Пулковскую гору напрямик по склону, по влажному растительному грунту. При подъеме шофер имел возможность местами ставить вторую скорость. Перегревания мотора замечено не было. Наконец, автомобиль без особых усилий перешел небольшое кочковатое болото, где местами вода сплошь покрывала почву. Никаких поломок замечено не было, за исключением погнутия левых направляющих дуг.
     Пробег Могилев — Царское Село имел своей целью испытать «приспособление Кегресса» на выносливость при движении по шоссе, после того как машина прошла 303 км по бездорожью Могилевской губернии. Нагруженный по-боевому до полной массы в 5312 кг, бронеавтомобиль преодолел 768 км за 34 часа 15 мин при незначительных повреждениях.
     Испытательная комиссия с чистой совестью вынесла свое заключение - «потребность Действующей Армии в автомобилях, могущих проходить по бездорожью, крайне велика и спешна, а потому, по мнению Комиссии, следует принять все меры к скорейшему изготовлению приспособлений Кегресса для необходимого количества автомобилей всех типов броневых, грузовых и легковых».


  Схема бронеавтомобиля Остин-Кегресс  

     В октябре 1916 года Технический комитет ГВТУ собрался для обсуждения программы работ прапорщика Кегресса, которая не может не поразить своим размахом. Помимо усовершенствования уже имеющегося движителя к бронеавтомобилю «Остин», Кегресс планировал его изготовление для 3-тонного грузовика «Паккард» и создание гусеничного прицепа к нему, а также для бронеавтомобиля на шасси «Фиат», бронировка которого предполагалась на Ижорском заводе Технический комитет расширил программу в нее с согласия Кегресса был дополнительно включен пункт о разработке движителя для шасси «ФВД». бронировкой которого должен был заниматься Путиловский завод. Кроме того. комиссия предложила, помимо грузовых «Паккардов», поставить на полугусеничный ход 31 бронируемый на Обуховском заводе пушечный броневик на шасси той же марки. В перспективе же предлагалось оснастить движителем Кегресса практически весь автомобильный парк Русской армии.
     К сожалению, этим обширным планам не суждено было сбыться. Сказались как бурные политические события 1917 года, так и задержки с поставками шасси из-за границы. Первые из 150 заказанных шасси «Фиат» и «Остин» начали поступать в Россию лишь с февраля 1917 года. Ижорский завод смог приступить к бронировке «Фиатов» лишь летом, изготовив к октябрю только 16 машин. Одно шасси этой марки было передано Кегрессу для установки его «приспособпения». Путиловский же завод приступил к бронировке шасси «Остин» и того позже — в сентябре 1917 года, и первые броневики, широко известные под маркой «Остин-Путиловец» (хотя ни в одном историческом документе такое название не встречается) вышли из его цехов уже в 1918 году. Кегресс разработал движитель и к этой машине, но установить не успей — после революции он покинул Россию и вернулся во Францию. По этой же причине он не успел изготовить и полугусеничный «Фиат».
     Во время гражданской войны Ижорский завод, ставший основным производителем броневиков всех типов, как «Фиатов», так и «Остинов», выпустил 12 бронеавтомобилей «Остин-Кегресс», которые активно использовались во время отражения наступления Юденича на Петроград и в период советско-польской войны 1920 года.
     Для полугусеничного бронеавтомобиля Путиловского завода был полностью позаимствован бронекорпус с вооружением от его колесного собрата. Компоновочная схема расположения двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии также сохранилась прежней. Эта машина имела конструктивные особенности, относящиеся к гусеничному движителю и оборудованию переднего моста, которые делали сопоставимыми параметры проходимости переднего (колесного) и заднего (гусеничного) мостов.
     Гусеничный движитель состоял из следующих элементов сплошной ленты из прорезиненной ткани с резиновым протектором шириной 350 мм, четырех сдвоенных опорных и двух поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Длина опорной части гусеничной ленты равнялась 2 м Подвеска — балансирная. Передача тягового усилия к ведущему колесу осуществлялась при помощи цепной передачи. Регулирование натяжения цепи и ленты производилось с помощью механизмов натяжения, винтового типа. В трансмиссии бронеавтомобиля в качестве механизма поворота гусеничного движителя был сохранен дифференциал базовой машины. К металлическим дискам передних колес, оснащенных сплошными резиновыми шинами, с обеих сторон крепились дополнительные барабаны, которые не препятствовали качению колес по хорошей дороге, когда же колеса погружались в грунт, они принимали на себя часть нагрузки, уменьшая удельное давление. Для облегчения движения по пересеченной местности бронеавтомобиль снабжался специальными барабанами, располагавшимися спереди и сзади гусеничного движителя и передних колес.


  Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»  

     С уверенностью можно считать, что эта машина стала «венцом» русского периода творческой деятельности талантливого французского инженера. По проходимости и скорости движения она абсолютно превосходила французские и английские танки первой мировой войны, не слишком уступая им в вооружении (добрую половину танков того времени составляли чисто пулеметные машины) и бронировании. Все это дало основание австрийскому майору Фрицу Хейглю — автору популярного в 30-е годы танкового справочника — обозначить «Остин-Кегресс» как «русский тип танка» или «полутанк».
     Существенным недостатком движителя Кегресса была относительно низкая, особенно на каменистых фунтах, живучесть резинотканевой (на последних образцах армированной металлом) ленты по сравнению с металлической гусеницей. По мере совершенствования последней от резиновой гусеницы постепенно отказались.
     Однако эта, вне всякого сомнения, выдающаяся конструкция, созданная в начале века и просуществовавшая до начала 40-х годов, внесла огромный вклад в развитие полугусеничных машин, став прелюдией к знаменитым германским и американским полугусеничным бронетранспортерам второй мировой войны.


   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика