Проект этой боевой бронемашины был разработан в 1916 г. французом А. Кегрессом, который находился на русской службе, заведуя технической частью царского гаража. Во время революционных событий Кегресс вернулся в Париж. Работы по постройке его броневика возобновились уже после I мировой войны под руководством инженера Ермолова. Испытания первого образца состоялись 2 июня 1919 г. Потом было построено еще 6 бронеавтомобилей, но уже с усиленной рамой, более совершенным двигателем и усиленным бронированием. Применение в его конструкции специальных барабанов делало проходимость машины довольно высокой. «Остин-Кегресс» стал первым отечественным полугусенечным бронеавтомобилем, который был принят на вооружение РККА и принимал участие в боях — вначале с войсками генерала Юденича под Петроградом, а затем в советско-польской кампании 1920 г. Следует отметить, что захваченные польской армией в ходе боевых действий бронеавтомобили этого типа находились на ее вооружении до 1933 г. Русское командование торопилось — весной 1916 года в распоряжение Кегресса передали один из 60 заказанных для Русской армии бронеавтомобилей фирмы «Остин», так называемой «второй заготовки», в качестве шасси которого использовался 1,5-тонныи грузовик той же фирмы с двигателем мощностью 50 л. с. Первые машины этой серии начали прибывать в Россию зимой 1916 года. В августе Кегресс предъявил первый в мире полугусеничный бронеавтомобиль к испытаниям. В течение двух месяцев — августа и сентября 1916 года — машина прошла обширную программу испытаний на проходимость в окрестностях Царского Села и Могилева, а затем и на продолжительность работы во время пробега Могилев — Царское Село. Результаты превзошли все ожидания «... автомобиль свернул с дороги на целину, переехал придорожную канаву, затем пошел со значительной скоростью по мягкому травянистому грунту, свободно и плавно преодолевая различные неровности поднялся на Пулковскую гору напрямик по склону, по влажному растительному грунту. При подъеме шофер имел возможность местами ставить вторую скорость. Перегревания мотора замечено не было. Наконец, автомобиль без особых усилий перешел небольшое кочковатое болото, где местами вода сплошь покрывала почву. Никаких поломок замечено не было, за исключением погнутия левых направляющих дуг. В октябре 1916 года Технический комитет ГВТУ собрался для обсуждения программы работ прапорщика Кегресса, которая не может не поразить своим размахом. Помимо усовершенствования уже имеющегося движителя к бронеавтомобилю «Остин», Кегресс планировал его изготовление для 3-тонного грузовика «Паккард» и создание гусеничного прицепа к нему, а также для бронеавтомобиля на шасси «Фиат», бронировка которого предполагалась на Ижорском заводе Технический комитет расширил программу в нее с согласия Кегресса был дополнительно включен пункт о разработке движителя для шасси «ФВД». бронировкой которого должен был заниматься Путиловский завод. Кроме того. комиссия предложила, помимо грузовых «Паккардов», поставить на полугусеничный ход 31 бронируемый на Обуховском заводе пушечный броневик на шасси той же марки. В перспективе же предлагалось оснастить движителем Кегресса практически весь автомобильный парк Русской армии. Во время гражданской войны Ижорский завод, ставший основным производителем броневиков всех типов, как «Фиатов», так и «Остинов», выпустил 12 бронеавтомобилей «Остин-Кегресс», которые активно использовались во время отражения наступления Юденича на Петроград и в период советско-польской войны 1920 года. Гусеничный движитель состоял из следующих элементов сплошной ленты из прорезиненной ткани с резиновым протектором шириной 350 мм, четырех сдвоенных опорных и двух поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Длина опорной части гусеничной ленты равнялась 2 м Подвеска — балансирная. Передача тягового усилия к ведущему колесу осуществлялась при помощи цепной передачи. Регулирование натяжения цепи и ленты производилось с помощью механизмов натяжения, винтового типа. В трансмиссии бронеавтомобиля в качестве механизма поворота гусеничного движителя был сохранен дифференциал базовой машины. К металлическим дискам передних колес, оснащенных сплошными резиновыми шинами, с обеих сторон крепились дополнительные барабаны, которые не препятствовали качению колес по хорошей дороге, когда же колеса погружались в грунт, они принимали на себя часть нагрузки, уменьшая удельное давление. Для облегчения движения по пересеченной местности бронеавтомобиль снабжался специальными барабанами, располагавшимися спереди и сзади гусеничного движителя и передних колес. С уверенностью можно считать, что эта машина стала «венцом» русского периода творческой деятельности талантливого французского инженера. По проходимости и скорости движения она абсолютно превосходила французские и английские танки первой мировой войны, не слишком уступая им в вооружении (добрую половину танков того времени составляли чисто пулеметные машины) и бронировании. Все это дало основание австрийскому майору Фрицу Хейглю — автору популярного в 30-е годы танкового справочника — обозначить «Остин-Кегресс» как «русский тип танка» или «полутанк».
|