Тяжелый пятибашенный танк Т-35
СССР 

  Тяжелый пятибашенный танк Т-35  
 
Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т-35
Боевая масса, т: 50;
Экипаж, чел.: 11;
Габаритные размеры, мм: длина - 9720, ширина - 3200, высота - 3430, клиренс - 530;
Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28, две 45-мм пушки образца 1932 года, шесть 7,62-мм пулеметов ДТ;
Боекомплект: 96 выстрелов калибра 76,2 мм, 220 выстрелов калибра 45 мм, 10080 патронов калибра 7,62 мм; Двигатель: М-17Т, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, карбюраторный, мощность 500 л. с.;
Скорость, км/ч: по шоссе - 30, по рокаде - 20;
Запас хода по рокаде, км: 120;
Преодолеваемые препятствия: ширина рва, м - 5; высота стенки, м - 1,2; глубина брода, м - 1,7
 
Пятибашенный танк Т-35

Т-35 — тяжелый пятибашенный танк. На вооружение Красной Армии он был принят в 1935 г., хотя разработан и сконструирован гораздо раньше. С 1933 г. он принимал участие в регулярных парадах боевой техники в Москве, являясь своего рода символом ударной мощи советских войск.
Проект тяжелого танка Т-35 был разработан инженерами конструкторско-механического отдела машиностроительного завода имени К. Е. Ворошилова — Н. В. Барыковым, С. А. Гинзбургом, С. О. Ивановым и Л. С. Трояновым. Серийное производство Т-35 осуществлялось на Харьковском паровозостроительном заводе до 1939 г., однако количество выпущенных танков было небольшим — всего 61 шт.


  Компановка пятибашенного танка Т-35  
 
Компановка пятибашенного танка Т-35
 

Многобашенные танки предназначались для разрушения укреплений в тылу противника. Вооружение в пятибашенном Т-35 располагалось в два яруса. В главной верхней башне устанавливались орудие калибра 76 мм и пулемет, в двух нижних башнях размещалось по пулемету и пушке калибра 45 мм и еще в двух по пулемету.
Командир, радист и пулеметчик находились в центральной башне, отделенной от остальных башен перегородкой. Остальные члены экипажа размещались в сообщающихся между собой передних и задних башнях танка. Место механика-водителя находилось перед передней пулеметной башней. В кормовой части танка располагался двигатель, который обслуживал техник.


  Опытный танк Т-35-1 на испытаниях, 1932 год  
 
Опытный танк Т-35-1 на испытаниях, 1932 год
 

Наблюдение за полем боя осуществлялось через перископы, смотровые щели, снабженные стеклоблоками, а также через прицелы различных типов. Внутренняя связь была налажена благодаря наличию переговорного устройства, а для внешней связи имелась радиостанция с поручневой антенной, располагавшейся вокруг главной башни. На борт ходовой части, защищенной бронеэкраном толщиной 10 мм, приходилось по 8 сдвоенных опорных катков, которые входили в 4 тележки, ведущему колесу заднего расположения, направляющему колесу и 6 сдвоенных поддерживающих катков.

Однако в конструкции Т-35 имелись и недостатки, которые негативно отразились на ходовых качествах боевой машины. В ходе модификаций Т-35 бронирование танка было значительно усилено; число пулеметов возросло до 7. Менялась и боевая масса танка: у образца 1939 г. она составляла 54 т. Стал применяться более мощный двигатель — до 580 л. с. (вместо 450 л. с.).


  Схема легкого плавающего танка Т-33  
 
Танк Т-35 захваченный немцами, доставлен на полигон в Куммерсдорфе, осень 1941 г.  На листах корпуса и башни проставлены толщины броневых листов.
 

С целью увеличения снарядостойкости танка был разработан вариант Т-35 с башнями конической формы и подбашенными коробками с прямыми и наклонными стенками. Серийное производство Т-35 продолжалось до 1939 г. Однако несмотря на все попытки усовершенствовать Т-35, эта разновидность боевых машин не соответствовала требованиям конца 30-х гг. XX в., и они были сняты с производства. Шасси Т-35 было использовано для разработки самоходных артиллерийских установок.
На начало Великой Отечественной войны почти все Т-35, входящие в состав подразделений Красной Армии, находились в Киевском особом военном округе и были потеряны в основном из-за различных поломок. В бою с силами противника погибло лишь несколько Т-35. В целом низкая степень маневренности Т-35 делала их неэффективными в бою с танками вермахта.


  Компоновочная схема танка Т-35  
 
Компоновочная схема танка Т-35
А - отделение передних башен с постом управления механика-водителя, Б - отделение главной башни, В - отделение задних башен, Г -моторное отделение, Д - трансмиссионное отделение.
1 - 45-мм пушка 20К, 2 - 76,2-мм пушка КТ-28, 3 - перископический прицел ПТ-1,4- бронировка выхода антенны, 5 - радиостанция 71-ТК-1, 6 - поручневая антенна, 7 - сиденье наводчика 76,2'мм пушки КТ-28, 8 - сиденье радиста, 9 - укладка 76-мм выстрелов на стенке корпуса, 10 - сиденье механика-водителя, 11 - рычаг управления бортовым фрикционом, 12 - педаль главного фрикциона, 13 - педаль акселератора, 14 - буксирная серьга, 15 - звуковой сигнал, 16 - носовая укладка 45-мм артвыстрелов, 17 - 7,62-мм пулемет ДТ, 18 - стеллажи пулеметных магазинов, 19 - походное сиденье стрелка-пулеметчика, 20 - укладки 76-мм выстрелов под верхним настилом пола главной башни, 21 - верхний настил пола главной башни, 22 - укладка пулеметных магазинов на полу отделения задних башен, 23 - сиденье заряжающего, 24 - укладка 45-мм артвыстрелов на борту корпуса, 25 - воздушный фильтр, 26 - отверстия для притока воздуха к радиаторам, 27 - двигатель М-17,28 - подмоторная рама, 29 - выхлопной коллектор, 30 - глушитель, 31 - главный фрикцион, 31 - карданный вал привода к вентилятору, 33 - коробка перемены передач, 34 - вентилятор, 35 - жалюзи воздухопритока к вентилятору, 36 - броневой колпак фары, 37 - башмак, ограничивающий прогиб гусеницы, 38 - распылитель дымового прибора.

 

 
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.