Легкий танк БТ-7 образца 1935-1937 гг.
СССР 

  Легкий танка БТ-7 образца 1935 года  
 
Тактико-технические характеристики легкого танка БТ-7
Боевая масса, т: 13;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина - 5660, ширина - 2230, высота - 2420;
Броня, мм: лоб, борт, корма корпуса - 13, башня - 15, крыша - 10, днище - 6;
Вооружение: 45-мм пушка 20К образца 1934 г., два 7,62-мм пулемета ДТ;
Боекомплект: 172 выстрела (132 выстрела для танка с радиостанцией), 2394 патрона;
Двигатель: М-17Т, V-образный. 12 цилиндровый, карбюраторный, мощность 400 л. с.;
Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,78;
Скорость по шоссе, км/ч: на колесах - 73, на гусеницах - 53;
Запас хода по шоссе, км: на колесах - 500, на гусеницах - 375
 

В 1933 г. практически параллельно с работами над документацией к танку БТ-5 Харьковский паровозостроительный завод получил задание на разработку новой боевой машины более совершенной конструкции. На новом танке предполагалось установить двигатель М-17, который по своим характеристикам был надежнее применявшегося ранее М-5. Корпус планировалось сделать полностью сварным, улучшить возможности обзора для механика-водителя, увеличить емкость бензобаков, а также установить на танке башню новой конструкции, снабженную пушкой калибра 76 мм.

Легкий колесно-гусеничный танк, который предполагалось спроектировать и построить, должен был стать боевой машиной, предназначенной для боевых действий на дальних расстояниях, в частности для прорыва обороны противника и глубоких наступательных операций.
Проект легкого танка БТ-7 был готов в начале 1934 г., а первый экспериментальный образец изготовили весной этого же года. Второй образец БТ-7 создали к середине осени 1934 г. Особенностями первых БТ-7 стала башня эллиптической формы со скошенной крышей и наличие курсового пулемета справа от места механика-водителя. Конструкция башни позволяла осуществлять установку любого из применявшихся в тот период времени танковых орудий.

Легкий танка БТ-7 образца 1937 года
Легкий танка БТ-7 образца 1937 года

Внутри башни имелась ниша, в которой либо устанавливали радиостанцию, либо размещали боекомплект из 18 снарядов. Экипаж БТ-7 состоял из 3 человек.
Летом и осенью 1934 г. БТ-7 прошли серию испытаний, в результате которых курсовой пулемет признали ненужным. Конструкция башни нуждалась в доработке: раздельная установка пулемета и орудия была признана нецелесообразной.
В начале 1935 г. БТ-7 был пущен в серийное производство, однако конструкция его предварительно подверглась некоторым изменениям. На танк установили башню от БТ-5. Однако одновременно продолжалась работа по созданию колесно-гусеничного танка, оснащенного 76-мм пушкой. Проект разрабатывался на основе БТ-7, на который предполагалось установить башню от танка Т-26-4.
Корпус танка БТ-7 образца 1935 г. изготавливался из бронелистов, которые в основном соединялись методом сварки, однако некоторые части соединялись клепкой. Наружные бортовые бронированные стенки были съемными. Ходовая часть танка представляла собой восемь опорных, два направляющих и два ведущих колеса. Если танк шел на колесах, задняя пара опорных катков становилась ведущей, а передняя — управляемой. При движении на гусеничном ходу руль снимался. На БТ-7 был установлен двигатель М-17Т мощностью 400 л. с. На танке имелось три топливных бака, два из которых размещались по бокам между бортовыми бронелистами, а еще один устанавливался в кормовой части машины.


  Компановка танка БТ-7 образца 1935 года  
 
Компановка танка БТ-7 образца 1935 г.
 

На БТ-7 имелась башня цилиндрической формы, внутри которой находилась достаточно просторная кормовая ниша. Вооружение башни было представлено орудием 20К калибра 45 мм образца 1934 г. и пулеметом ДТ. Некоторые БТ-7 оснащались кормовыми и зенитными пулеметами, а также радиостанциями с поручневой антенной.
В 1937 г. на БТ-7 стали устанавливать башни конической формы. Вооружение практически не изменилось, однако боезапас был увеличен до 188 снарядов на БТ-7 без радиостанции, а на танках с радиостанцией — до 146. На всех танках без радиостанции стали устанавливать кормовой пулемет. БТ-7 оборудовали фарами, благодаря которым вести огонь стало удобно и в ночное время. Были усовершенствованы трансмиссия, балансирные подвески ведущих колес колесного хода и ведущие колеса гусеничного хода. В 1938 г. вместо крупнозвенчатой гусеницы стали использовать мелкозвенчатую, толщина лобовой брони возросла до 22 мм. Боевая масса БТ-7 в 1938 г. достигала 13,92 т.
Установка на БТ-7 башни Т-26-4 с 76 мм орудием потребовала внести ряд изменений в конструкцию корпуса: был увеличен диаметр отверстия в подбашенном листе, углы колпаков над радиатором срезаны, крепление сеток колпаков изменено, регулирующие стаканы первой пары опорных катков утоплены в крыше, а также изменена укладка боеприпасов.


  Схема танка БТ-7 1937 года  
 
Схема танка БТ-7 образца 1937 года
 

Сварная цилиндрическая башня Т-26-4 изготавливалась из переднего и заднего полукруглых бронелистов, в задней части башни имелась овальная ниша. В переднем листе присутствовали большое прямоугольное отверстие для установки орудия, две смотровые щели и два круглых отверстия, предназначенных для стрельбы из револьвера.
Посадка экипажа осуществлялась через большой прямоугольный люк в средней части крыши башни. Люк разделялся на две части узкой планкой и закрывался двумя крышками. На башнях, снабженных зенитной установкой, вместо правой крышки располагались основание и поворотный круг установки.

Передняя часть крыши танка была снабжена четырьмя круглыми отверстиями — для командирской панорамы, флажковой сигнализации, вентилятора и перископического прицела. В задней части башни также имелось отверстие, которое предназначалось для установки антенны.


  Радийные танки БТ-7 на параде 7 ноября 1936 года  
 
Радийные танки БТ-7 на параде 7 ноября 1936 года
 

В ходе эксплуатации БТ-7 был выявлен ряд недостатков, причем не все они являлись легкоустранимыми. Например, резиновые бандажи ленивца, которые применялись на БТ-7 до 1938 г., после 100 км пробега на колесах по шоссе с твердым покрытием начинали разрушаться. Привод колесного хода характеризовался сложной конструкцией, кроме того, при движении на гусеничном ходу он становился бесполезным грузом. Переход с колес на гусеницы и обратно занимал больше часа вместо 25—30 мин, указанных в техническом руководстве к танку.
Весьма низкой была надежность отработавших летный ресурс авиационных двигателей М-17, которые устанавливались на БТ-7. Кроме того, эти двигатели достаточно неэкономно использовали горючее: расход топлива на 1 км при движении на колесах составлял 1,5—1,6 кг. Однако этот недостаток не являлся неустранимым.
Танки БТ-7 к началу Великой Отечественной войны, в особенности танки образца 1937 г., несколько уступали немецким боевым машинам по толщине броневой защиты, однако по вооружению и маневренности БТ-7 могли противостоять силе противника. На начало 1941 г. БТ-7 не являлись морально устаревшей боевой техникой. Танки БТ-7 принимали участие в боях на различных фронтах Великой Отечественной войны: в битве за Москву, под Сталинградом, на Северном Кавказе. Танки принимали участие в снятии ленинградской блокады в начале 1944 г. В августе 1945 г. БТ-7 участвовали в разгроме японской Квантунской армии.


  Компоновка танка БТ-7  
 
Компоновка танка БТ-7:
1 - педаль главного фрикциона, 2 - колонка рулевого механизма, 3 - нижняя дверка люка механика-водителя, 4 - рычаги управления бортовыми фрикционами и тормозами, 5 - рычаг кулисного механизма переключения скоростей, 6 - рулевое колесо, 7 - верхняя дверка люка механика-водителя, 8 - смотровой прибор механика-водителя, 9 - сиденье механика-водителя, 10 - рукоятка для открывания и закрывания жалюзи, 11 - укладка пулеметных дисков на стенке башни, 12 - перископический прицел, 13 - колпак вентилятора, 14 - укладка пулеметных дисков на стенке корпуса, 15 - подъемный механизм пушки, 16 - укладка снарядов на стенке корпуса, 17 - подножка с педалями и приводом для производства выстрела, 18 - сиденье наводчика, 19 - радиостанция, 20 - колпак над всасывающей трубой, 21 - выхлопной коллектор, 22 - щиток над радиатором, 23 - главный фрикцион, 24 - стартер, 25 - отверстия для выхода воздуха при закрытых жалюзи, 26 - кормовой бензобак, 27 - картер бортовой передачи, 28 - коробка передач, 29 - двигатель, 30 - магнето, 31 - укладка снарядов на полу боевого отделения, 32 - ручной огнетушитель, 33 - тело пушки, 34 - люлька пушки, 35 - поручневая антенна, 36 - укладка снарядов на стенке башни, 37 - стационарный огнетушитель, 38 - гильзоулавливатель с мешком, 39 - заглушка отверстия для стрельбы из револьвера, 40 - пылеуловитель, 41 - защитная сетка жалюзи, 42 - подмоторная рама, 43 - крышка люка под двигателем.
 

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.