Бронеавтомобиль wz.34
Польша 


 
Бронеавтомобиль wz.34
 
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля wz.34-II
Боевая масса, т: 2,3;
Экипаж, чел.: 2;
Габаритные размеры, мм: длина - 3620; ширина - 1950; высота - 2220; колесная база - 2570; ширина колеи: передние колеса - 1180, задние колеса - 1470; дорожный просвет - 250;
Бронирование, мм: 6-8;
Вооружение: 37-мм пушкой «Пюто» SA-18L/21 (30 машин) или 7,92-мм пулемет «Гочкис» Wz.25 (60 машин);
Боекомплект: 96-100 выстрелов или 2000 патронов к пулемету;
Двигатель: «Фиат» 108-Ш, 4-цилиндровый, 4-тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 995 см3, мощность 17,65 кВт при 3600 об/мин или PZInz.l 17, 4-цилиндровый, 4-тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 18,38 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 7,67 или 7,99;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 50-55;
Запас хода по шоссе, км: 250;
Запас топлива, л: 55;
Расход топлива на 100 км, л: 23;
Преодоление препятствий: подьем, град. - 18-25; брод, м - 0,3.
 

    В 1924 году польская армия закупила во Франции более 135 полугусеничных шасси «Ситроен-Кегресс» B2/10CV с гусеничным ходом «Кегресс» Р4Т 90 шасси было решено использовать для производства полугусеничных бронеавтомобилей. Так появился бронеавтомобиль образца 1928 года — wzor 28 (wz.28).
     Бронированные корпуса были разработаны инженером Р. Габо и изготовлены в Польше. Их форма во многом напоминала французские броневики аналогичного класса. Два опытных образца были построены в 1925 году, что же касается первых серийных бронеавтомобилей, то они вышли из сборочного цеха центральных автомастерских CWS в 1927 году. До 1930 года там были изготовлены все 90 бронемашин с корпусами двух разных видов.
     В ходе эксплуатации бронеавтомобилей выяснилось, что полугусеничный ход не оправдал возлагавшихся на него надежд. Максимальная скорость была крайне низкой — не более 30 км/ч, полугусеничный движитель нуждался в постоянном обслуживании, а проходимость машины при движении по бездорожью вообще оставляла желать лучшего.
     В конечном итоге, в 1933 было принято решение переделать все построенные полугусеничные бронемашины в колесные. Первый броневик (номер 5423) был конверсирован в 1934 году, и хорошо зарекомендовал себя на испытаниях. Машина была принята на вооружение польской армии под обозначением wzor 34 (wz.34) — бронеавтомобиль образца 1934 года.
     К 1938 году по меньшей мере 80-87 бронеавтомобилей wz.28 постепенно были доведены до уровня wz.34. Эта работа проводилась в мастерских тех подразделений, которые были укомплектованы броневиками wz.28, и именно поэтому бронемашины wz.34 имели между собой мелкие отличия. В конечном итоге появилось несколько вариантов wz.34.
     Бронеавтомобили отличались двигателями, трансмиссиями и механическими деталями. Существовали три модели: wz.34, wz.34-I и wz.34-II (как правило, эти нюансы в обозначении машин обычно опускаются).


 
Бронеавтомобиль wz.34
 
 
Бронеавтомобиль wz.34 с корпусом позднего выпуска, вооруженный 7,92-мм пулеметом.
 

    Wz.34 оснащался оригинальным двигателем «Ситроен», но задняя ось его была позаимствована от легкого грузовика «Фиат-614». На wz.34-I устанавливали новый двигатель «Фиат-108». И наконец, наиболее многочисленный wz.34-II отличался модифицированным мотором «Фиат-108-III», задней осью от легкого грузовика «Польский Фиат-618» и другими усовершенствованиями. Кроме того, некоторые броневики wz.34 раннего выпуска в 1938 году были доведены до самого последнего стандарта. Основное различие машин заключалось в форме бронекорпуса. К сожалению, не представляется возможным соотнести эти различия со специфическим обозначением бронеавтомобиля. Некоторые специалисты называют получившиеся машины wz.34-II, но это не совсем соответствует истине, так как их бронекорпуса и двигатели имели самое разное происхождение.
     Ранняя модель бронекорпуса имела вертикальную кормовую плиту. Боевое отделение было расширено за счет двух спонсонов, располагавшихся над задними колесами Эти броневики имели два окна в лобовом листе перед водителем и более короткую колесную базу.
     Более поздняя модель корпуса имела наклонный кормовой лист и была уже ранней (при этом башня была чуть шире, чем корпус). Обзор водителю обеспечивало одно окно в лобовом листе корпуса. Наклонную кормовую плиту, имели только 16 самых новых бронеавтомобилей, и лишь 9 из них имели пушечное вооружение.
     Наиболее существенное различие заключалось в вооружении бронеавтомобилей. Как и броневики wz.28, приблизительно тридцать wz.34 оснащались 37-мм пушкой «Пюто» SA-18 L/21 с невысокой начальной скоростью снаряда. Боекомплект к пушке состоял из 96-100 выстрелов. Остальные машины были вооружены одним 7,92-мм пулеметом «Гочкис» образца 1925 года с 2000 патронов. Пушечные броневики обычно были машинами командиров рот и батальонов.
     Корпус бронеавтомобиля wz.34 выполнялся из листов стальной брони, которые приклепывались к прямоугольному каркасу. Толщина бронелистов, устанавливавшихся вертикально, достигала 8 мм, наклонные листы имели толщину 6 мм. Днище машины изготавливалось вообще из досок... Подобное бронирование могло обеспечить защиту экипажа, который состоял из двух человек — водителя и командира, выполнявшего функции стрелка, — только от ружейного огня и осколков снарядов и мин малого калибра.
     Слева в борту корпуса имелись двери, которые открывались в сторону кормы. Еще одна большая дверь, открывавшаяся влево, была предусмотрена в кормовом бронелисте. Наблюдение за обстановкой экипаж мог вести через одно окно (два в ранних модификациях) в лобовом листе перед водителем, и два меньших окна в дверях. Все окна были защищены бронезаслонками со смотровыми щелями. Радиатор двигателя прикрывала бронекрышка, состоявшая из двух створок.


 
Бронеавтомобиль wz.34 вооруженный 7,92-мм пулеметом
 
 
Бронеавтомобиль wz.34 с корпусом позднего выпуска, вооруженный 7,92-мм пулеметом «Гочкис» образца 1925 г.
 

    Сверху на корпусе монтировалась восьмиугольная башня с маленьким шестиугольным вентиляционным куполом на крыше. Единственная фара находилась на левой стороне, перед окном водителя броневика. Бронемашины wz.34 оснащались четырехцилиндровым четырехтактным карбюраторным двигателем «Ситроен» В-14 с рабочим объемом около 1477 см3, который развивал мощность 14,7 кВт (20 л. с.) при 2100 об/мин. На модели wz.34-I устанавливался 15-17-киловаттный (20-23 л. с.) четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель «Фиат-108» с рабочим объемом 995 см3, который развивал свою максимальную мощность при 3000 об/мин. И, наконец, бронеавтомобили wz.34-II оборудовались четырехцилиндровыми четырехтактными карбюраторными двигателями «Фиат-108-III» и PZInz.117. Первые с рабочим объемом 995 см3 развивали мощность 17,65 кВт (24 л. с.) при 3600 об/мин, вторые — 18,38 кВт (25 л. с.). Следует отметить, что двигатели «Фиат-108» и «Фиат-108-III» обычно использовались на малолитражных автомобилях «Польский Фиат-508».
     Взаимодействовавшая с двигателем, трансмиссия бронемашины wz.34 состояла из коробки передач и демультипликатора и обеспечивала движение машины вперед на шести скоростях и назад на двух. Броневики wz.34-I и II имели только четырехскоростную коробку передач с задним ходом. Ведущей была задняя ось с двойными колесами. На колесах могли использоваться шины разного размера 30-5 (диаметр 815 мм) или 600-18 (диаметр 775 мм).
     Передние колеса подвешивались с помощью пружинных амортизаторов, задние — полуэллиптических листовых рессор.
     В войсках машины окрашивались в стандартный трехцветный камуфляж серо-песочные и темно-коричневые пятна на общем оливково-зеленом фоне. Пятна произвольной формы располагались в основном горизонтально и не имели резких границ, поскольку наносились краскораспылителем. Опознавательных знаков на машинах не было, хотя перед войной в учебных целях наносились светлые серо-голубые тактические знаки круг (1-й взвод), треугольник (2-й взвод) и квадрат (3-й взвод). Номера писались спереди машины и только до 1937 года. В период с 1932 по 1936 год была принята ранняя схема камуфляжа, которую иногда называли «японской» ярко-желтые, темно-зеленые и темно-коричневые пятна с тонкой черной обводкой на оливково-зеленом фоне. Некоторые бронемашины окрашивались целиком в темно-зеленый цвет.


 
Компановка бронеавтомобиля wz.34
 
 
Бронеавтомобиль wz.34 с корпусом позднего выпуска, вооруженный 37-мм пушкой «Пюто» SA-18L/21
 

    Легкие бронемашины wz.34 являлись основными бронированными автомобилями польской армии и в конце 30-х годов использовались для обучения личного состава восьми бронебатальонов. В 1939 году в ходе мобилизации из них сформировали десять дивизионов бронемашин (по семь машин в каждом плюс машина командира дивизиона), приданных кавалерийским бригадам.
     Бронеавтомобили предназначались главным образом для ведения разведки. Слабые вооружение и броня не позволяли использовать их для непосредственной поддержки пехоты. Кроме того, броневики wz.34 обладали плохой проходимостью и не могли преодолевать вброд водные преграды. Достаточно сказать, что после сражения у реки Бжуры пришлось уничтожить бронеавтомобили 62-го и 71-го дивизионов, так как они не могли перебраться на другой берег реки. Помимо этой проблемы существовала и еще одна, не менее серьезная: практически во всех польских бронетанковых частях ощущалась острая нехватка топлива.
     В 1939 году броневики wz.34 были уже безнадежно устаревшими и к тому же изношенными в результате активной эксплуатации в учебных центрах. Тем не менее, они использовались для разведки, прикрытия отступающих частей и поддержки пехоты, что и обусловило их большие потери. К концу войны все бронеавтомобили wz.34 были уничтожены.

   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика