Бронеавтомобиль wz.29 «Урсус»
Польша 


 
Бронеавтомобиль wz.29
 
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля wz.29 «Урсус»
Боевая масса.т: 4,8;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина по корпусу - 5150, длина с пулеметом - 5490, ширина - 1850, высота - 2480, колесная база - 3500, дорожный просвет - 350;
Бронирование, мм: лоб корпуса - 7-9, корма - 6-9, борта и капот - 9, башня - 10, крыша и днище - 4;
Вооружение: 37-мм пушка «Пюто» SA-181/21, два 7,92-мм пулемета «Гочкис» wz.25;
Боекомплект: 96 (80) выстрелов, 4032 патрона;
Двигатель: «Урсус-2А». 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 2873 см3, мощность 25,7 кВт при 2600 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 5,35;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 35;
Запас хода, км: по шоссе - 380, по проселку - 250;
Запас топлива, л: 100-110;
Расход топлива на 100 км, л: 36;
Преодолеваемые препятствия: подьем, град. - 10; брод, м - 0,35.
 

    Бронемашина wz.29 — самый тяжелый броневик, состоявший на вооружении польской армии. — был создан на базе модифицированного шасси грузовика «Урсус А», который производился в Польше на варшавском машиностроительном заводе «Урсус» по лицензии итальянской фирмы SPA. Прототип в металле был изготовлен и испытан в июне 1929 года. В ноябре того же года бронеавтомобиль был принят на вооружение польской армии под обозначением wz.29, но обычно его называли «Урсус» (медведь).
     На конструкцию машины заметное влияние оказали броневики «Остин» (русские модели с кормовым постом управления) и «Уайт» ТВС/«Уайт-Лаффли» с башней, вооруженной двумя пулеметами.
     Главным конструктором машины был лейтенант Рудольф Гундлач (позже он стал известен как изобретатель вращающегося танкового перископа. Его патент купила фирма «Виккерс» и производила перископы Гундлача под обозначением «танковый перископ Mk IV».
     Несмотря на преимущества «Урсуса» — относительно сильное вооружение, достаточно надежное бронирование и второй пост управления, бронеавтомобиль имел очевидные недостатки, к числу которых относились. низкая скорость, неудовлетворительная маневренность, высокий силуэт и плохая проходимость при движении по бездорожью. Очень скоро вооружение и его расположение в машине стали архаичными, хотя в двадцатые годы было принято размещать большое количество единиц оружия в одной башне. Наличие кормового поста управления для движения назад было хорошим конструктивным решением, но бронеавтомобиль не был оборудован реверсивным механизмом, обеспечивавшим движение назад с максимальной скоростью.


 
Бронеавтомобиль wz.29 Урсус
 
 
Бронеавтомобиль wz.29 «Урсус» (Медведь)
 

    Именно поэтому в Центральных автомобильных мастерских CWS были заказаны, помимо небронированного прототипа, только 10 броневиков. Однако по данным некоторых военных историков количество построенных wz.29 достигало 13 единиц. Как бы там ни было, по официальным документам, датированным 1934 годом, было выпущено десять бронеавтомобилей wz.29 «Урсус».
     Производство всей серии завершилось в 1931 году (в ценах того времени один броневик wz.29 стоил приблизительно 36000 злотых). Тогда же появился проект трехосного броневика wz.31 на шасси «Заурер» 6x4, но он был отклонен, поскольку wz.31. хотя и должен был обладать большей скоростью и чуть лучшей проходимостью, имел более крупные размеры, то же устаревшее вооружение и еще большую стоимость, что никак не устраивало министерство обороны Польши.
     Корпус бронемашины wz.29 был полностью закрытым и склепывался из стальных броневых плит толщиной от 4 до 10 мм. Бронирование было дифференцированным лоб корпуса 7-9 мм, корма 6-9 мм, борта и капот — 9 мм, башня — 10 мм, крыша и днище — 4 мм. Бронелисты устанавливались под значительным углом, что повышало их защитные свойства. Вертикальные бронелисты имели большую толщину. Бронекорпус, монтировался на прямоугольную раму. С каждой стороны корпуса находилась дверь, открывавшаяся вперед. Пять окон небольшого размера — по два с каждого борта и одно слева в лобовом листе — прикрывались бронекрышками. Два больших окна обеспечивали обзор водителям обоих постов управления и в боевой обстановке закрывались бронекрышками с оптическими блоками. Радиатор был защищен бронекрышкой, которую со своего места мог поднимать и опускать водитель броневика. Под ней перед радиатором находилась одна фара.
     На корпусе бронемашины устанавливалась восьмигранная башня. В ее лобовом листе в круглой маске была смонтирована 37-мм пушка, слева в борту — 7,92-мм пулемет и на крыше справа — маска для зенитного пулемета. В бортах башни имелось одиннадцать смотровых щелей, на крыше был предусмотрен двухстворчатый люк. Экипаж wz.29 состоял из четырех человек: водителя кормового водителя, командира машины, выполнявшего функции наводчика и стрелка, кормового стрелка. Бронеавтомобиль не имел средств связи.


 
Бронеавтомобиль wz.29 Медведь
 
 
Бронеавтомобиль wz.29 под номером 6753. На этой машине раннего выпуска с темно-зеленой камуфляжной окраской пушка и пулемет в башне были взаимно переставлены местами.
 

    Основным вооружением бронемашин wz.29 была 37-мм пушка «Пюто» SA-18 L/21, установленная в башне. Это было простое и вполне надежное орудие, но эффективное лишь против живой силы и пулеметных точек противника. Скорострельность пушки достигала 10-15 выстрелов в минуту. Возимый боекомплект состоял из 96 (или 80) выстрелов. Согласно французским данным, начальная скорость бронебойно-фугасного снаряда образца 1892 г. равнялась 388 м/с, а его вес — 0,5 кг. Бронепробивная способность его была крайне низка — 12-мм броню он пробивал лишь при стрельбе в упор, но этого хватало, чтобы бороться с бронемашинами противника с близкого расстояния. Фугасный снаряд образца 1916 г весил 0,555 кг, его начальная скорость составляла 367 м/с. Эффективная дальность стрельбы не превышала 2,5 км. В качестве дополнительного вооружения броневики wz.29 оснащались двумя 7,92-мм пулеметами «Гочкис» wz.25, которые представляли собой польскую модификацию французского 8-мм пулемета «Гочкис» образца 1914 г. и могли стрелять усиленными патронами «Маузер». Начальная скорость полета пули равнялась 700 м/с, но охлаждение ствола было неудовлетворительным. Один пулемет размещался в башне слева, под углом 120° к пушке. Командир машины не мог вести огонь сразу из двух видов оружия. Второй пулемет был установлен в заднем бронелисте, справа от кормового поста управления, и обслуживался кормовым стрелком. Возимый боекомплект составлял 2016 патронов на один пулемет. Для стрельбы из пушки и пулеметов использовались телескопические прицелы. Первоначально бронемашины имели зенитный пулемет, установленный в правой верхней части башни под углом 120° к пушке и другому пулемету, но они были малоэффективны, и их демонтировали в середине тридцатых годов. В 1939 году их уже не было ни на одной бронемашине.
     Wz.29 «Урсус» оснащался четырехцилиндровым четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения «Урсус-2А» с рабочим объемом 2873 см, который развивал мощность 25,7 кВт (35 л. с.) при 2600 об/мин, что позволяло бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 35 км/ч. Емкость топливного бака составляла 100-110 литров. Механическая коробка передач обеспечивала движение вперед на 4 скоростях и задний ход.
     Ходовая часть бронемашины с ведущим задним мостом соединялась с корпусом при помощи подвески с полуэллиптическими листовыми рессорами. На колесах использовались шины высокого давления размером 32-6. Позже их заменили шинами низкого давления, так называемыми «баллонами», обеспечивавшими повышенную проходимость. Задние колеса были сдвоенными.
     Бронемашины окрашивались согласно стандартной трехцветной маскировочной схемы: серо-песочные и темно-коричневые пятна на оливково-зеленом фоне. Цветные пятна наносились краскораспылителем, имели расплывчатые очертания и располагались главным образом горизонтально. Форма пятен не регламентировалась хотя первоначально в 1935-1936 годах пятна были больше вытянуты по вертикали.


 
Компановка бронеавтомобиля wz.29
 
 
Компановка бронеавтомобиля wz.29 «Урсус»
 

    В период с 1932 по 1936 год была принята так называемая «японская» схема камуфляжа яркие желтовато-песочные, темно-зеленые и темно-коричневые пятна имели тонкую черную обводку. В зимнее время бронеавтомобили окрашивались в белый цвет. Никакие опознавательные знаки на их корпуса не наносились. Перед войной бронемашины носили в учебных целях тактические знаки светлого серо-голубого цвета — круги (1-й взвод), треугольники (2-й взвод) или квадраты (3-й взвод). Номера рисовались на лобовом листе моторного отделения только до 1937 года.
     Летом 1931 года первый взвод в составе трех бронеавтомобилей принимал участие в учениях кавалерии (наряду с 10 танкетками «Карден-Лойд» Mk IV и 15 новыми танкетками ТК ). В тридцатью годы польские бронесоединения неоднократно реорганизовывались в результате чего в 1935 году все десять бронемашин wz.29 оказались в составе 11-го бронебатальона в учебном центре танковых войск (CWBrPanc) в Модлине, к северу от Варшавы.
     В конце августа 1939 года, в ходе мобилизации из восьми броневиков (точнее, семи линейных машин и одной машины командира дивизиона) была сформирована рота бронеавтомобилей 11 -го бронедивизиона приданного Мазовецкой кавалерийской бригаде в качестве разведывательного подразделения. С первого же дня войны бронемашины и танкетки дивизиона интенсивно использовались для ведения разведки, но скоро их основной задачей стало сдерживание наступающего противника и обеспечение отступления польских частей, измотанных и обескровленных в боях с вермахтом.
     Один или два броневика были оборудованы громкоговорительными установками и использовались для ведения пропагандистской работы. Сохранились их фотографии, известен заводской номер одного из них (6814), но более подробной информации об этих машинах нет. Неизвестно, были они построены специально или переделаны из ранее выпущенных машин, состояли на вооружении армии или полиции, имели бронирование или нет. Их характерной особенностью была более массивная кормовая часть и наличие вентиляционных решеток, вместо откидных бронекрышек в передней стенке и бортах моторного отсека.
     Боевая биография броневиков wz.29 оказалась очень короткой, последние из уцелевших в боях машин пришлось уничтожить 16 сентября под городком Звержинец, так как они не могли двигаться дальше по песчаным и разбитым лесным дорогам юго-восточнее Люблина.


 
Бронеавтомобиль wz.29 Урсус
 
   
 
Смотрите на сайте:
 

 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика