Плавающие бронеавтомобили ПБ-4 и ПБ-7
СССР 


 
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4
 
 
Тактико-технические характеристики плавающих бронеавтомобилей ПБ-4/ПБ-7
Боевая масса, т: 5,28/4,5;
Экипаж, чел.: 4/3;
Габаритные размеры, мм: длина - 5300/5080, ширина - 1980/2150, высота - 2255/2073, дорожный просвет - 254-275/240;
Бронирование, мм: корпус - 7/8, башня - 7/8;
Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 г., два 7,62-мм пулемета ДТ / 7,62-мм пулемет ШКАС;
Боекомплект: 52 выстрела, 2268 патронов (ПБ-4)/ 1000 патронов (ПБ-7);
Двигатель: ГA3-АА, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 29,4 кВт /ГАЗ-М 1,4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 36,7 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 5,56/8,15;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 50/50-60, на плаву - 4;
Запас хода, км: 197-200/87-120;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - 15/20, брод, м - плавает.
 

    Плавающий бронеавтомобиль-дрезина БАД-2, построенный в 1932 году на базе трехосного грузовика «Форд-Тимкен», имел довольно громоздкий корпус и внешне напоминал катер, поставленный на колеса. Но уже следующий плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, созданный в 1935 году на Ижорском заводе на базе узлов и агрегатов автомобиля ГАЗ-AAA (тот же «Форд-Тимкен»), имел значительно более компактный безрамный корпус.
     Бронеавтомобиль ПБ-4 был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Полностью закрытый цельносварной корпус изготавливался из 7-мм листов катаной стали и обеспечивал экипажу, состоявшему из четырех человек, защиту от пуль и мелких осколков снарядов и мин. Для увеличения запаса плавучести к бортам над задними колесами крепились понтоны, заполненные прессованной пробкой.


 
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4
 
 
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4 вооруженный 45 мм пушкой 20К и 7,62-мм пулеметом ДТ
 

    Посередине машины располагалось отделение управления, в котором сидели два члена экипажа водитель — слева и командир машины — справа. Перед последним в наклонном лобовом листе корпуса был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке. Таким образом, помимо своих основных обязанностей командир бронемашины должен был выполнять функции пулеметчика. Позади отделения управления на крыше боевого отделения была установлена цилиндрическая башня кругового вращения, вооруженная 45-мм пушкой 20К образца 1932 года и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ДТ. Возимый боекомплект состоял из 52 выстрелов и 2268 патронов к пулеметам. Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелся танковый оптический прицел ТОП образца 1930 года. Из башни наблюдение за местностью осуществлялось через прицел и два смотровых прибора с пуленепробиваемыми стеклами на боковых стенках башни. За башней, на скошенной крыше кормовой части корпуса обычно перевозились вездеходные гусеницы типа «оверолл».


 
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4
 
 
Передняя часть корпуса плавающего бронеавтомобиля ПБ-4 с плоскими крыльями над колесами
 

    В моторном отсеке, расположенном в передней части корпуса, напоминавшей своей формой зубило, был установлен четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-АА, развивавший мощность 29,4 кВт (40 л. с. ). Доступ к двигателю с целью его технического обслуживания и ремонта обеспечивала съемная крыша моторного отделения. Привычного жалюзи, через которое к радиатору обычно поступал охлаждающий воздух, в носовой части корпуса ПБ-4 не было, поэтому, чтобы избежать перегрева двигателя, в системе охлаждения имелся теплообменник, омываемый забортной водой. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1) демультипликатор, карданная передача, главная передача, червячный привод гребного винта и механические тормоза. Такая силовая установка позволяла 5,28-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 50 км/ч, а на плаву — со скоростью 4 км/ч.


 
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-7
 
 
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-7
 

    В трехосной неполноприводной (6x4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пулестойкими шинами ГК размером 6,50-20. Для повышения проходимости при движении по мягкому грунту на задние колеса одевались вездеходные гусеницы типа «оверолл». Такую же функцию выполняли и запасные колеса которые крепились к бортам корпуса в нижней части моторного отсека и свободно вращались на своих осях. Они не давали бронеавтомобилю сесть на днище и облегчали преодоление окопов, рвов и насыпей. Длина осей была такой, что на них можно было одеть по две запаски. Примерно посередине бортов вдоль всего корпуса тянулись сплошные плоские полки, которые представляли собой видоизмененные и соединившиеся вместе крылья. Именно на них размещались в кормовой части корпуса поплавки с прессованной пробкой.
     Для движения по воде использовался трехлопастной гребной винт, закрепленный на конце вала червячной передачи заднего моста и расположенный в нише в нижней части кормы бронеавтомобиля. Управление машиной на плаву осуществлялось с помощью передних колес.


 
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-7  на плаву
 
 
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-7 на плаву
 

    Эксплуатация бронеавтомобиля ПБ-4 выявила определенные сложности со входом и выходом из воды, плохую маневренность на плаву, а также низкую надежность его ходовой части.
     В 1937 году на базе автомобиля ГАЗАМ был создан плавающий бронеавтомобиль ПБ-7, представлявший собой дальнейшее развитие модели ПБ-4. Новая машина отличалась более рациональной формой корпуса, имела меньшую массу — 4,5 тонны — при усиленном до 8 мм бронировании и была оснащена 36,7-киловаттным (50 л. с.) двигателем ГАЗ-М1, что способствовало улучшению ее маневренности. При движении по мягкому грунту проходимость ПБ-7 повышалась за счет использования крупнозвенных вездеходных гусениц, которые одевались на задние ведущие колеса. Вооружение бронемашины-амфибии состояло из 7,62-мм авиационного пулемета ШКАС с боекомплектом в 1000 патронов, установленного в конической башне кругового вращения, расположенной в кормовой части машины. Экипаж ПБ-7 сократился до трех человек.
     Бронеавтомобили-амфибии ПБ-4 и ПБ-7 были выпущены малыми сериями, и дальнейшего развития не получили из-за плохой маневренностью на плаву и низкой надежности

   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика