В 1937 году шведская фирма «Ландсверк» приступила к разработке проекта современного двухосного полноприводного (4x4) бронеавтомобиля, главной особенностью которого должна была быть высокая проходимость по пересеченной местности. Повышенную маневренность машине должны были обеспечить два поста управления, которые позволили бы ей двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и задним ходом. Бронеавтомобиль разрабатывался фирмой в инициативном порядке, и предназначалась для продажи в третьи страны. В 1938 году машина была готова и поступила на европейский рынок вооружений под названием «Линкс». В сентябре 1939 года командование шведской армии направило руководству министерства обороны заявку на приобретение 104 танков и 30 бронеавтомобилей нового типа. В условиях начавшейся второй мировой войны просьба военных была удовлетворена, и в качестве подрядчика командование сухопутных войск выбрало фирму «Ландсверк», еще до войны начавшую экспортировать свой «Линкс» зарубежным клиентам, среди которых первым была Дания.
Бронеавтомобиль m/39 строился по конструктивной схеме со средним расположением двигателя. Хорошо продуманный и рационально сконструированный, практически симметричный корпус сваривался из листов катаной стали толщиной от 9 до 18 мм. Наиболее мощным было бронирование в местах расположения жизненно важных узлов и агрегатов бронемашины, а также башни с основным вооружением. Своей формой «Линкс» разительно отличался от всех ранее построенных бронеавтомобилей, все броневые листы устанавливались с рациональными углами наклона борта, в нижней части корпуса расширялись кверху, а в верхней — сужались к крыше, образуя в сечении шестиугольник, перенос двигателя в среднюю часть корпуса позволил по-новому сконструировать переднюю и кормовую части корпуса — как верхние, так и нижние бронелисты имели значительный скос, что существенно увеличивало их пулестойкость и соответственно, защищенность машины.
В передней части корпуса размещалось отделение управления, в котором слева находилось рабочее место водителя. Обзор ему обеспечивали прямоугольное окно в наклонной передней стенке отделения управления и маленькое окно в боковой двери. В боевой обстановке все окна наглухо закрывалось бронекрышками, и тогда водитель вел бронеавтомобиль, наблюдая за дорогой через призматические смотровые приборы, смонтированные в бронеколпаке, расположенном на крыше корпуса над его сиденьем. Справа от водителя располагался пулеметчик, который обслуживал курсовой пулемет калибра 8 мм установленный в выступе передней стенки отделения управления. Справа в кормовой части корпуса размещался задний пост рулевого управления, который позволял бронемашине двигаться задним ходом практически с такой же скоростью, как и вперед. а также значительно повысил ее маневренность. У левого борта в средней части корпуса располагался моторный отсек, в котором был установлен шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Скания-Вабис» тип 1664, развивавший мощность до 104,4 кВт (142 л. с.), что позволяло машине с боевой массой 8,1 т. двигаться по дорогам с твердым покрытием, с максимальной скоростью 71 км/ч. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили: пятискоростная механическая коробка передач, раздаточная коробка, дифференциалы, механические тормоза. Через небольшой бронекороб в нижнем скосе левого борта наружу была выведена выхлопная труба с глушителем, который специальным кронштейном крепился вдоль корпуса. В той части левого борта, за которой находился моторный отсек, были предусмотрены жалюзи радиатора и вентиляционные решетки.
По центру корпуса, справа от моторного отсека находилось боевое отделение, в состав которого входила башня кругового вращения, позаимствованная у легкого танка L-60. В качестве основного вооружения слева в ней была установлена 20-мм автоматическая пушка «Мадсен» L760, а справа — спаренный 8-мм пулемет «Мадсен». Еще два таких же пулемета были смонтированы в шаровых установках в передней и задней стенках корпуса. В состав возимого боекомплекта входили 300 выстрелов к пушке и 4500 патронов к пулеметам. Для езды в темное время суток бронеавтомобиль «Линкс» был оборудован четырьмя фарами, которые попарно крепились между крыльями на верхних наклонных бронелистах лобовой и кормовой частей корпуса. Для защиты от повреждений фары были заключены в бронированные кожухи, а их стекла закрывались бронекрышками.
|