Бронеавтомобиль «Ландсверк» m/39 «Линкс»
Швеция 


 
Бронеавтомобиль Ландсверк m/39 Линкс
 
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля m/39 «Линкс»
Боевая масса, т: 8,1;
Экипаж, чел.: 6;
Габаритные размеры, мм: длина - 5104, ширина - 2285, высота - 2196;
Бронирование, мм: до 18;
Вооружение: 20-мм автоматическая пушка «Мадсен», три 8-мм пулемета «Мадсен»;
Боекомплект: 300 выстрелов, 4500 патронов;
Двигатель: «Скания-Вабис» тип 1664, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 104,4 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 12,9;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 71;
Запас хода, км: по шоссе - 250
 

    В 1937 году шведская фирма «Ландсверк» приступила к разработке проекта современного двухосного полноприводного (4x4) бронеавтомобиля, главной особенностью которого должна была быть высокая проходимость по пересеченной местности. Повышенную маневренность машине должны были обеспечить два поста управления, которые позволили бы ей двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и задним ходом. Бронеавтомобиль разрабатывался фирмой в инициативном порядке, и предназначалась для продажи в третьи страны. В 1938 году машина была готова и поступила на европейский рынок вооружений под названием «Линкс».
     В сентябре 1939 года командование шведской армии направило руководству министерства обороны заявку на приобретение 104 танков и 30 бронеавтомобилей нового типа. В условиях начавшейся второй мировой войны просьба военных была удовлетворена, и в качестве подрядчика командование сухопутных войск выбрало фирму «Ландсверк», еще до войны начавшую экспортировать свой «Линкс» зарубежным клиентам, среди которых первым была Дания.
     Но в военное время нейтральная Швеция не имела права продавать вооружение воюющим сторонам, поэтому в августе 1940 года 15 «Линксов», заказанных Данией, были конфискованы шведским правительством и под обозначением m/39 поступили на вооружение шведской армии. Еще одна партия из 30 машин была заказана на фирме «Вольво». В отличие от бронемашин производства фирмы «Ландсверк» они оборудовались радиостанцией, которая устанавливалась в кормовой части модифицированной башни, и обозначались индексом m/40.


 
Бронеавтомобиль m/40 Линкс
 
 
Бронеавтомобили m/39 и m/40 «Линкс» состояли на вооружении шведской армии с 1939 по 1950 г.г.
 

    Бронеавтомобиль m/39 строился по конструктивной схеме со средним расположением двигателя. Хорошо продуманный и рационально сконструированный, практически симметричный корпус сваривался из листов катаной стали толщиной от 9 до 18 мм. Наиболее мощным было бронирование в местах расположения жизненно важных узлов и агрегатов бронемашины, а также башни с основным вооружением. Своей формой «Линкс» разительно отличался от всех ранее построенных бронеавтомобилей, все броневые листы устанавливались с рациональными углами наклона борта, в нижней части корпуса расширялись кверху, а в верхней — сужались к крыше, образуя в сечении шестиугольник, перенос двигателя в среднюю часть корпуса позволил по-новому сконструировать переднюю и кормовую части корпуса — как верхние, так и нижние бронелисты имели значительный скос, что существенно увеличивало их пулестойкость и соответственно, защищенность машины.
     Машина была довольно просторной — в ней легко располагались 6 человек экипажа: командир, два водителя и три пулеметчика. Для входа и выхода из машины экипаж имел в своем распоряжении три двери две в бортах передней части корпуса и одну в правом борту кормы. Кроме того, два люка имелись в бортах башни, а третий — на ее крыше. Эти же люки использовались экипажем и для обзора в бортовых башенных люках были предусмотрены небольшие смотровые окна с бронезаслонками, крышка верхнего башенного люка открывалась вперед, и из него было удобно вести наблюдение за местностью.


 
Бронеавтомобиль m/39 Линкс, вид спереди и сзади
 
 
Бронеавтомобиль m/39 Линкс, вид спереди и сзади
 

    В передней части корпуса размещалось отделение управления, в котором слева находилось рабочее место водителя. Обзор ему обеспечивали прямоугольное окно в наклонной передней стенке отделения управления и маленькое окно в боковой двери. В боевой обстановке все окна наглухо закрывалось бронекрышками, и тогда водитель вел бронеавтомобиль, наблюдая за дорогой через призматические смотровые приборы, смонтированные в бронеколпаке, расположенном на крыше корпуса над его сиденьем. Справа от водителя располагался пулеметчик, который обслуживал курсовой пулемет калибра 8 мм установленный в выступе передней стенки отделения управления. Справа в кормовой части корпуса размещался задний пост рулевого управления, который позволял бронемашине двигаться задним ходом практически с такой же скоростью, как и вперед. а также значительно повысил ее маневренность.
     У левого борта в средней части корпуса располагался моторный отсек, в котором был установлен шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Скания-Вабис» тип 1664, развивавший мощность до 104,4 кВт (142 л. с.), что позволяло машине с боевой массой 8,1 т. двигаться по дорогам с твердым покрытием, с максимальной скоростью 71 км/ч. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили: пятискоростная механическая коробка передач, раздаточная коробка, дифференциалы, механические тормоза. Через небольшой бронекороб в нижнем скосе левого борта наружу была выведена выхлопная труба с глушителем, который специальным кронштейном крепился вдоль корпуса. В той части левого борта, за которой находился моторный отсек, были предусмотрены жалюзи радиатора и вентиляционные решетки.


 
Бронеавтомобиль m/40 Линкс
 
 
Модель m/40 производства фирма «Вольво» отличалась от бронемашины m/39 только башней увеличенных размеров с откидным куполом на крыше и наличием радиостанции.
 

    По центру корпуса, справа от моторного отсека находилось боевое отделение, в состав которого входила башня кругового вращения, позаимствованная у легкого танка L-60. В качестве основного вооружения слева в ней была установлена 20-мм автоматическая пушка «Мадсен» L760, а справа — спаренный 8-мм пулемет «Мадсен». Еще два таких же пулемета были смонтированы в шаровых установках в передней и задней стенках корпуса. В состав возимого боекомплекта входили 300 выстрелов к пушке и 4500 патронов к пулеметам.
     В двухосной полноприводной (4x4) ходовой части с независимой подвеской использовались односкатные колеса со сплошными пулестойкими шинами, которые позже были заменены пневматиками. Сверху колеса прикрывались полукруглыми крыльями, смыкавшимися с верхними скосами бортов.
     Для езды в темное время суток бронеавтомобиль «Линкс» был оборудован четырьмя фарами, которые попарно крепились между крыльями на верхних наклонных бронелистах лобовой и кормовой частей корпуса. Для защиты от повреждений фары были заключены в бронированные кожухи, а их стекла закрывались бронекрышками.
     В 1939 году появилась модель m/40, которую выпускала фирма «Вольво». От бронемашины m/39 она отличалась только башней увеличенных размеров с откидным куполом на крыше и наличием радиостанции. Бронеавтомобилями m/40 были укомплектованы кавалерийские полки, которые дислоцировались в Стокгольме, Гельсингборге, Сковде и Юме. Обе модели «Линксов» состояли на вооружении шведской армии с 1939 года по 1950 год. В начале 60-х годов прошлого века некоторое количество бронемашин «Пинке» было продано Доминиканской Республике.


   
 
Смотрите на сайте:
 

 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика