Одновременно с разработкой легкого двухосного броневика L-185 конструкторы фирмы «Ландсверк» работали над созданием среднего трехосного бронеавтомобиля, в качестве базы для которого был использован трехосный грузовой автомобиль германского производства «Мерседес-Бенц». Как и двухосный L-185, бронеавтомобиль, получивший обозначение L-181, представлял собой совершенно новый тип бронемашин и свидетельствовал о возросшем опыте шведских конструкторов и производителей боевой бронированной техники. Изначально машина создавалась фирмой «Ландсверк» специально для экспорта в третьи страны, но в 1933 году она успешно прошла испытания и была принята на вооружение шведской армии. Поскольку бронеавтомобили L-185 и L-181 создавались одновременно в стенах одного и того же конструкторского бюро, то совершенно не удивительно, что внешне они имели много общего. По сути дела корпус трехосного броневика L-181 представлял собой увеличенную (с незначительными изменениями) вариант корпуса своего двухосного собрата. Он имел клепано-сварную конструкцию и изготавливался из листов катаной стали толщиной 5-9 мм. Бронировка бортов имела толщину 7 мм, жизненно важные части машины защищались 9-мм броней, на днище и крышу шли 5-мм бронелисты. Характерным отличием от L-185 была установка практически всех броневых листов с рациональными углами наклона, что повышало их пулестойкость и в целом усиливало защищенность машины. Для входа и выхода экипажа из машины в бортах передней части корпуса, где располагалось отделение управления, имелись две двери. Третья дверь — меньшего размера — находилась в левом борту кормовой части корпуса и обеспечивала водителю заднего рулевого управления доступ к рабочему месту. По центру корпуса, на крыше боевого отделения располагалась коническая башня кругового вращения, аналогичная той, что устанавливалась на легком бронеавтомобиле «Ландсверк» L-185. Трапециевидные люки в бортах башни и люк на ее крыше могли использоваться как для ведения наблюдения, так и для аварийного покидания машины. При закрытых бортовых башенных люках обзор обеспечивали предусмотренные в них смотровые щели, оборудованные бронекрышками.
В моторном отсеке, расположенном в передней части корпуса, был установлен шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Даймлер-Бенц» М09, развивавший мощность 50 кВт (68 л. с.). С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили: механическая трехскоростная коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка с механизмом реверсивной передачи, дифференциалы и гидравлические тормоза. В передней части корпуса за моторным отсеком находилось отделение управления. в котором размещались два члена экипажа слева — водитель справа от него — пулеметчик, обслуживавший 8-мм пулемет «Мадсен», смонтированный в передней стенке корпуса и, в отличие от L-185, защищенный бронекожухом. Слева, где располагался водитель, в лобовом листе корпуса имелось смотровое окно с броне-крышкой, не имевшей смотровой щели. Через это окно водитель мог наблюдать за местностью и дорогой при езде вне зоны боевых действий. В боевой обстановке окно закрывалось, и тогда водитель вел машину, пользуясь тремя призматическими оптическими приборами, смонтированными в небольшом куполе, который располагался на крыше отделения управления над его сиденьем.
В трехосной (6x4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах ведущими являлись две задние оси с двухскатными колесами. Передние односкатные колеса были управляющими как при движении вперед, так и задним ходом. Для повышения проходимости на задние пары колес надевались вспомогательные гусеницы. Передние и задние колеса прикрывались крыльями, причем передние крылья переходили внизу в узкие подножки, которые сходили на нет, к середине корпуса. Над ними к бортам иногда крепились металлические мостки для преодоления не широких траншей и канав. Бронеавтомобиль L-181 был принят на вооружение шведской армии в 1933 году, тогда же литовское правительство заключило с фирмой «Ландсверк» контракт на покупку шести бронемашин этого типа. В 1934 году броневики со шведским вариантом вооружения прибыли в Литву и получив регистрационные номера КАМ 6, КАМ 7, КАМ 8, КАМ 9, КАМ 10, КАМ 11. поступили в подразделения литовской армии. В 1936 году некоторое количество бронемашин L-182 были закуплены Голландией.
|