Легкий бронеавтомобиль ФАИ
СССР 

 
Легкий бронеавтомобиль ФАИ
 
 
Тактико-технические характеристики легкого
бронеавтомобиля ФАИ/ФАИ-М
Боевая масса, т: 2,0;
Экипаж, чел.: 2;
Габаритные размеры, мм: длина - 4310/..., ширина - 1675/1750, высота - 2210/2240, колесная база - .../2845, колея - 1435 (передние колеса), 1440 (задние колеса), дорожный просвет - 224;
Бронирование, мм: лоб корпуса - 6/8, борта корпуса - 4, лоб башни - 6;
Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ;
Боезапас: 1323 патронов;
Двигатель: «ГАЗ-А», 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 30,9 кВт / «ГАЗ-М1», 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 36,8 кВт;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 80/90;
Запас хода, км: 200/315;
Запас топлива, л: 40/60;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - 15.
 

Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с компанией Генри Форда, в соответствии с которым «Форд» с 31-го мая 1929 года должен был начать поставки в СССР комплектующих частей для сборки грузовых автомобилей «Форд-А», «Форд-АА» и «Форд-Тимкен».
С февраля 1930 года к сборке этих автомобилей приступили в Канавине на заводе «Гудок Октября», а в ноябре того же года к нему подключился московский завод имени КИМ. С апреля 1932 года выпуск автомобилей «Форд-АА» начался на новом заводе в Нижнем Новгороде, строительство которого финансировалось Г. Фордом, в соответствии с заключенным соглашением. Там же с 6 декабря 1932 года начался выпуск грузовиков «Форд-А».

Впоследствии Нижний Новгород переименовали в Горький, а завод начал называться «ГАЗ им. Молотова». Автомобили «Форд» после пересчета чертежей в метрическую систему измерений и модернизации, конструкции были переименованы: «Форд-А» — в ГАЗ-А, «Форд-АА» - в ГАЗ-АА, «Форд-AAA» — ГАЗ-ААА.
Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси «Форд-А» по заданию УММА РККА начались практически сразу после подписания соглашения с Г. Фордом. В результате специалистами КБ, которое возглавлял с Н. И. Дыренков, были сконструированы бронеавтомобили Д-8 и Д 12. Принятые на вооружение РККА в 1931 году эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии, так как их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.


 
Схема легкого бронеавтомобиля ФАИ
 
 
Схема легкого бронеавтомобиля ФАИ
 

В 1931-1932 годах на основании задания УММА РККА конструкторы КБ Ижорского завода разработали новую машину, которая получила обозначение ФАИ («Форд-А Ижорский») и с 1933 года была запушена в серийное производство.
Бронеавтомобиль был выполнен на заднеприводном (4x2) шасси по конструктивной схеме с передним расположением двигателя и клепано-сварным, полностью закрытым корпусом, который изготавливался из листов катаной стали толщиной 4-6 мм. Такая бронировка была явно недостаточной и, хотя устанавливалась с небольшими углами наклона, не могла обеспечить сколько-нибудь серьезную защиту экипажу от пуль и осколков снарядов и мин. Экипаж бронемашины состоял из двух, реже — трех человек. В отделении управления, совмещенном с боевым отделением, слева располагался водитель, а справа от него — при наличии третьего члена экипажа — сидел командир машины. Для удобства размещения в машине, или говоря проще, чтоб не упираться головой в крышу, над их сиденьями на крыше отделения управления имелись глухие бронеколпаки. Рабочее место пулеметчика находилось позади них, в башне. Обзор из отделения управления обеспечивали водителю и командиру лобовые окна, закрывавшиеся в боевой обстановке бронекрышками со смотровыми щелями: прямоугольные окна с бронекрышками имелись также в открывавшихся вперед бортовых дверях машины.


 
Легкий бронеавтомобиль ФАИ на рельсовом ходу
 
 
Легкий бронеавтомобиль ФАИ на рельсовом ходу.
 

На крыше боевого отделения размещалась цилиндрическая башня кругового вращения с бронеколпаком на крыше. В чуть скошенном лобовом листе башни был установлен 7,62-мм пулемет ДТ, возимый боекомплект к которому состоял из 1323 патронов. Вращение башни осуществлялось за счет физических усилий стрелка и с помощью спинного упора. Кроме того, установка пулемета позволяла вести огонь в секторе ± 10° без поворота башни. В моторном отсеке, расположенном в передней части корпуса, был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «ГАЗ-А», развивавший мощность 30,9 кВт (40 л. с.), что позволяло 2-тонной бронемашине двигаться по шоссе с максимальной скоростью 80 км/ч.

С полным баком топлива машина могла пройти 200 км. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1), карданная передача, главная передача и механические тормоза.
Доступ к двигателю с цепью технического обслуживания и ремонта обеспечивала откидная крышка бронекапота. крепившаяся к неподвижной части крыши моторного отсека с помощью шарнирных петель. Спереди радиатор был защищен V-образным в поперечном сечении бронелистом толщиной 8-мм. в котором имелись два вертикальных лючка, оборудованных подвижными створками, регулировавшими приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю.

Легкий бронеавтомобиль ФАИ-М
Легкий бронеавтомобиль ФАИ-М

В заднеприводнои (4x2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пул ее тонкими шинами. Передние и задние колеса сверху прикрывались плавно изогнутыми крыльями, которые внизу смыкались с подножками, на которых иногда крепились небольшие ящики с запасными частями и инструментами. В 1935 году в состав штатного оборудования некоторого количества бронемашин ФАИ были введены сменные металлические бандажи с ребордами, что позволило этим броневикам передвигаться по железнодорожным путям со скоростью до 86 км/ч. Силами экипажа замена шин на бандажи осуществлялась приблизительно за 30 минут. Вес бронеавтомобиля в варианте дрезины составлял 1,9 т. боекомплект был увеличен до 2520 патронов. Эти машины использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин. Существенным их недостатками были, малая скорость заднего хода (24 км/ч) и отсутствие радиостанции.


 
Схема легкого бронеавтомобиля ФАИ-М
 
 
Схема легкого бронеавтомобиля ФАИ-М
 

В 1935 году на Ижорском заводе был разработан новая бронемашина на шасси автомобиля М-1, отличавшаяся от ФАИ более просторным боевым отделением и наличием у части машин радиостанции. С 1936 года этот бронеавтомобиль пошел в серийное производство под названием БА-20. В результате прекращения серийного выпуска броневиков ФАИ на Ижорском заводе скопилось более трехсот бронекорпусов для этих машин. Поэтому было принято решение установить их на шасси автомобиля М-1. Получившийся гибрид, получивший название ФАИ-М, отличался от прародителя более длинной базой, на которой был смонтирован дополнительный топливный бак с кронштейном для крепления запасного колеса. В ходовой части были применены пулестойкие шины ГК. заполненные губчатой резиной.

Всего было построено 676 бронеавтомобилей ФАИ и ФАИ-М, что сделало их вторыми по массовости в РККА в предвоенное время. Они принимали участие во всех боевых действиях, которые велись РККА в 30-е годы, воевали в Испании на стороне как республиканцев, так и франкистов, с удовольствием использовавших трофейную бронетехнику. На фронтах Отечественной войны ФАИ и ФАИ-М применялись вплоть до 1943 года.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.