Средний пушечный бронеавтомобиль БА-И
СССР 


 
Средний пушечный бронеавтомобиль БА-И
 
 
Тактико-технические характеристики пушечного бронеавтомобиля БА-И
Боевая масса, т: 5,0;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина - 4775, ширина - 2016, высота - 2350, колесная база - 3412, колея - 1420/1780, ширина хода - 1605/1905, дорожный просвет - 250;
Бронирование, мм: корпус - 8, башня - 8;
Вооружение: 37-мм танковая пушка «Гочкис», два 7,65 мм пулемета ДТ;
Боекомплект: 34 выстрела, 3024 патрона;
Двигатель: «Форд-АА», 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 3230 см3, мощность 29,4 кВт при 2200 об/мин.;
Удельная мощность, кВт/т: 5,88;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 63;
Запас хода, км: 150;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - 25; стенка, м - 0,3; ров, м - 0,8; брод, м - 0,5.
 

    К работам по созданию бронеавтомобилей на трехосном шасси в СССР приступили в начале 30-х годов. При этом конструкторы в основном рассчитывали на шасси американского грузовика «Форд-Тимкен», поставки которого в Советский Союз начались в 1931 году. В конце года к сборке этих автомашин приступил завод «Гудок Октября» в Канавине близ Нижнего Новгорода. Осенью того же года специалисты ремонтной базы № 2 в Москве установили на это шасси корпус бронеавтомобиля БА-27. Вслед за первым образцом были построены еще около 20 броневиков, получивших обозначение БА-27М. Одновременно с этим на Ижорском заводе с использованием того же шасси было выпущено несколько десятков бронеавтомобилей Д-13, разработанных по проекту инженера Н. И. Дыренкова.
     В 1932 году инженер П. Н. Сяченгов, известный своими разработками в области артиллерии, спроектировал универсальный средний плавающий бронеавтомобиль БАД-2 (бронеавтомобиль-дрезина), способный передвигаться по железнодорожной колее. Эта машина была построена в единственном экземпляре. Однако ни один из упомянутых выше бронеавтомобилей по своим тактико-техническим характеристикам не удовлетворял военных. Армии требовался средний пушечный бронеавтомобиль, который со временем можно было бы модернизировать с учетом новых требовании к этому виду боевой техники.


 
Пушечный бронеавтомобиль БА-И
 
 
Средний пушечный бронеавтомобиль БА-И преодолевает препятствие.
 

    В 1932 году на Ижорском заводе под руководством инженера А. Д. Кузьмина был разработан трехосный бронеавтомобиль БА-И (И — ижорский. В некоторых публикациях название этой машины пишется слитно — БАИ). При его создании использовалось все то же трехосное шасси «Форд-Тимкен».
     Бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Корпус броневика выполнялся по передовой для того времени технологии — он был цельносварным. Бронелисты из 8-мм катаной стали были установлены с рациональными углами наклона, что повышало пулестойкость бронировки и, соответственно, степень защищенности экипажа, состоявшего из трех человек. Для посадки экипажа в бортах средней части корпуса имелись прямоугольные двери. Еще одна дверь находилась в корме машины. В отделении управления. расположенном за моторным отсеком. находились рабочие места водителя — слева и стрелка, обслуживавшего 7,62-мм пулемет ДТ, установленный с маской справа от водителя в круглой амбразуре скошенного лобового листа корпуса. Обзор водителю обеспечивало лобовое окно, оборудованное откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, и небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции в двери левого борта. Такое же окно имелось и в правой двери со стороны пулеметчика.


 
Бронеавтомобиль БА-И, вид спереди и сзади.
 
 
Средний бронеавтомобиль БА-И, вид спереди и сзади.
 

    Позади отделения управления находилось боевое отделение, крыша которого, являвшаяся подбашенным листом была расположена заметно ниже крыши кабины водителя. За счет ступенчатой формы крыши корпуса удалось существенно снизить общую высоту бронемашины. Над боевым отделением была смонтирована сварная цилиндрическая башня кругового вращения с командирским наблюдательным куполом. В чуть скошенном лобовом листе башни. имевшем толщину 8 мм. было установлено основное вооружение бронеавтомобиля БА-И: справа — стандартная 37-мм танковая пушка «Гочкис», слева — 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке. В состав возимого боекомплекта входили 34 артиллерийских выстрела и 3024 патрона к двум пулеметам ДТ.
     В моторном отсеке бронемашины был установлен четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Форд», развивавший мощность 29,4 кВт (40 л. с.), что позволяло 5-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 63 км/ч. При полной заправке топливом запас хода машины составлял 150 км. Доступ к двигателю с целью технического обслуживания и ремонта обеспечивала откидная крышка бронекапота, крепившаяся к неподвижной части крыши моторного отсека с помощью шарнирных петель. Радиатор, установленный перед двигателем, был защищен V-образным в поперечном сечении бронелистом толщиной 8 мм, в котором имелись два вертикальных лючка, оборудованных подвижными створками регулировавшими приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю.


 
Средний пушечный бронеавтомобиль БАИ участвует в параде на Красной площади
 
 
Средний пушечный бронеавтомобиль БА-И участвует в параде на Красной площади
 

    В трехосной неполноприводной (6x4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с пневматическими шинами большого сечения размером 6,50-20. На передней оси устанавливались односкатные колеса, на ведущих задних — двухскатные. Запасные колеса крепились к бортам корпуса в нижней задней части моторного отсека и свободно вращались на своих осях. Они не давали бронеавтомобилю сесть на днище и облегчали преодоление окопов, рвов и насыпей. В дальнейшем это инженерное решение кочевало с одного пушечного бронеавтомобиля на другой, вплоть до БА-10. Все колеса сверху прикрывались крыльями. Широкие задние крылья образовывали над колесами своеобразные полки, и их использовали для крепления штатного снаряжения. В частности, на правом заднем крыле размещался большой ящик с запасными частями и инструментами.
     В дальнейшем бронеавтомобиль БА-И послужил базой для создания более совершенной машины БА-3, БА-И выпускался небольшой серией в 1932-1934 годах и состоял на вооружении Красной Армии.

   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика