Специализированные варианты бронетранспортера Sd.Kfz. 250
Германия 

  Бронетранспортер Sd.Kfz.250/1  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.250/1
Sd.Kfz.250/1— базовая модификация. Корпус сварен из прямых катаных броневых листов, расположенных под большими углами наклона. У варианта neu корпус имел упрощенную конструкцию (9 частей вместо 19) и по внешнему виду был близок к корпусу бронетранспортера Sd.Kfz.251. Вооружение: два пулемета MG 34, один за щитом в передней части кузова, другой — в корме, на вертлюжной установке, допускавшей стрельбу по воздушным целям. Боекомплект пулемета состоял из 2010 патронов. Бронетранспортер мог перевозить половину пехотного отделения. Экипаж машины состоял из двух человек водителя и командира, который одновременно выполнял функции радиста.
Полная масса машины составляла 5387 кг, а ее высота до верхней кромки бронещитка пулемета MG 34 — 1986 мм.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.250/2  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.250/2
Sd.Kfz.250/2 — бронированный кабелеукладчик, предназначался для частей связи Sd.Kfz.250/2 использовался для прокладки полевых телефонных линий. Катушка с телефонным кабелем размещалась внутри боевого отделения машины или спереди на капоте. Экипаж состоял из четырех человек, полная масса бронетранспортера Sd.Kfz.250/2 составляла 5443 кг. В качестве вооружения использовался один пулемет MG 34 калибра 7,92 мм.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.250/3  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.250/3
Машина связи Sd.Kfz.250/3 выпускалась в нескольких вариантах, которые отличались только использовавшейся аппаратурой радиосвязи.
Sd.Kfz.250/3 I применяйся в танковых частях и подразделениях механизированной пехоты и оснащался радиостанцией FuG 12 со штыревой антенной длиной 2 м, позже использовалась антенна типа «звезда» такой же длины.
Sd.Kfz.250/3 II использовался для связи между подразделениями целеуказания и самолетами люфтваффе. Машина оснащалась радиостанцией FuG 7 со складной мачтовой антенной длиной 8 м или радиостанцией FuG 8 с рамочной антенной.

Модификация Sd.Kfz.250/3 III выпускалась для наземных подразделений люфтваффе и оснащалась радиостанцией FuG 7 со штыревой антенной длиной 2 м.
Полугусеничные бронетранспортеры модификации Sd.Kfz.250/3 IV оборудовались различными средствами связи и использовались в качестве штабных машин.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.250/4  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.250/4
Модификация Sd.Kfz.250/4 — это машина наблюдения и управления огнем, которая поступала на вооружение частей самоходной артиллерии. Экипаж бронетранспортера состоял из 4-5 человек. В качестве средств радиосвязи использовались радиостанции FuG 15 и FuG 16. Бронетранспортер был вооружен пулеметом MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм. Кроме того, он перевозила 80-мм миномет sGrWr 34.
Обозначение Sd.Kfz.250/4 первоначально было зарезервировано для машины противовоздушной обороны, вооруженной двумя спаренными пулеметами MG 34. Однако эта модификация не пошла в серийное производство.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.250/5  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.250/5
Эта модель представляет собой наблюдательную и разведывательную машину подразделении самоходной артиллерии. Для поддержания радиосвязи она оснащалась радиостанцией FuG 12 С 1944 года изменилось обозначение типа машины она стала называться уже не легкой бронированной машиной наблюдения, а легкой бронированной разведывательной машиной. Экипаж Sd.Kfz.250/5 состоял из 4 человек. Общая масса бронетранспортера достигала 5355 кг.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.250/6  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.250/6
Машины модификации Sd.Kfz.250/6 предназначались для перевозки боеприпасов к штурмовым орудиям и производились в двух версиях: Sd.Kfz.250/6 Ausf А и Sd.Kfz.250/6 Ausf В. Первые транспортировали 75-мм выстрелы для орудий StuK 37 L/24, являвшихся основным вооружением штурмовых орудий StuTmgeschutz III. Машина перевозила 70 выстрелов. На ней устанавливался пулемет MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм с боекомплектом 1100 патронов.
Бронетранспортеры Sd.Kfz.250/6 Ausf В перевозили 60 выстрелов для 75-мм орудий StuK 40 L/48, которыми были вооружены штурмовые орудия StuG 40 Ausf F8-G. Экипаж машины состоял из 2 человек. Связь поддерживалась с помощью радиостанции FuG 16. Боевая масса машин достигала 5958 кг (Ausf А) и 6097 кг (Ausf В).
Серийное производство бронетранспортеров Sd.Kfz.250/6 началось в сентябре 1941 года после свертывания выпуска машин Sd.Kfz.252, которые предназначались для транспортировки боеприпасов в частях штурмовой артиллерии. Бронетранспортеры Sd.Kfz.250/6 могли буксировать двухосный прицеп Sd.Anh 32/А. служивший для перевозки боеприпасов калибра 75 мм.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.250/7  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.250/7
Самоходный миномет Sd.Kfz.250/7 представлял собой машину огневой поддержки, вооруженную 80-мм минометом sGrWr 34 с боекомплектом из 42 выстрелов, которые перевозились в специальных бое укладках, крепившихся к стенкам корпуса машины. В качестве вспомогательного вооружения использовался пулемет MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм. Боевая масса машины достигала 5612 кг. Экипаж состоял из 5 человек. Выпускались также транспортеры минометных боеприпасов (под тем же обозначением Sd.Kfz.250/7), вмещавшие 66 выстрелов. Вспомогательное вооружение этих машин состояло из двух пулеметов MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм с боекомплектом 2010 патронов.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.250/8  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.250/8
Бронетранспортеры Sd.Kfz.250/8 представляли собой машины огневой поддержки (как Sd.Kfz.251/9), вооруженные короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37 L/24 (1765,3 мм), Sd Kfz 250/8 выпускались с корпусами двух типов так называемыми старыми (alte) и новыми (neue), серийно производившимися с 1943 года. В октябре 1944 года в серийное производство пошли машины, вооруженные модифицированной 75-мм пушкой К51. Это было нарезное орудие с 29 правосторонними нарезами глубиной 0,85 мм, клиновым затвором и электроспуском. Орудие могло стрелять дымовыми снарядами (масса 6,21 кг, начальная скорость 455 м/с), фугасными снарядами (масса 5,73 кг, начальная скорость 450 м/с) и бронебойными снарядами К Gr rot Pz (масса 6,80 кг, начальная скорость 380-415 м/с), которые пробивали броню толщиной 35 мм на расстоянии 1000 м. Кроме того, в состав боекомплекта входили кумулятивные снаряды 38 HL1/A, НИ/В и НИ/С с массой соответственно 4,40, 4,57 и 4,80 кг и начальной скоростью 450 м/с, которые, в зависимости от массы, пробивали броню толщиной 70, 75 и 100 мм на расстоянии 1000 мм. Стандартный боекомплект состоял из 25% бронебойных, 10% дымовых и 65% фугасных выстрелов. В механизированных танковых частях это соотношение было иным: 80% фугасных и 20% бронебойных выстрелов. Наведение орудия на цель обеспечивалось с помощью прицела SflZF1b/Rbtf 36, имевшего 5-кратное увеличение, дальность 2000 м и угол зрения 8°. В горизонтальной плоскости орудие могло наводиться на цель в секторе ±30° относительно продольной оси машины.
Sd.Kfz.250/8 использовалась в подразделениях огневой поддержки, а так же в качестве машины командиров взводов (как и Sd.Kfz.251/10). Машины выпускались как с защитным щитком для пушки, так и без него Экипаж Sd.Kfz.250/8 состоял из 4 человек. Боевая масса достигала 5675 кг, высота— 1976 мм.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.250/9  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.250/9
На вооружении многих разведывательных подразделений танковых и моторизованных дивизий вермахта наряду с бронеавтомобилями разных типов состояли также полугусеничные разведывательные машины Sd.Kfz.250/9. Первоначально они оснащались стандартной башенкой бронеавтомобиля Sd.Kfz.222, вооруженной 20-мм пушкой KwK 38 L/55 и 7,92-мм пулеметом MG 34. Из пушки можно было стрелять снарядами Pz Gr с массой 0,100 кг. Машины более поздних производственных серий получили башню типа «Hagelafette 38», вооружение которой состояло из 20-мм пушки KwK 38 и 7,92-мм пулемета MG 42 с боекомплектом 500 патронов. В боекомплект пушки входили 100 выстрелов. В вертикальной плоскости пушка могла наводиться на цель в секторе от -10° до +80°. Для ведения стрельбы наводчик имел в своем распоряжении оптический прицел TZF3a. В качестве средства связи на Sd.Kfz.250/9 устанавливалась радиостанция FuG 12. Боевая масса машины составляла 6090 кг, ее высота с пушкой достигала 2174 мм. Бронетранспортер обслуживался экипажем в составе грех человек.
Первая серия из 30 машин Sd.Kfz.250/9 была выпушена в марте 1942 года, а серийное производство этой модификации производство началось в мае 1943 года.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.250/10  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.250/10
Полугусеничные бронетранспортеры модификации Sd.Kfz.250/10 были вооружены 37-мм противотанковой пушкой Рак 35/36.
L/45 (1665 мм) и 7,92-мм пулеметом MG 34 или MG 42. В состав возимого боекомплекта входили 2110 патронов к пулемету и 216 выстрелов. В вертикальной плоскости пушка могла наводиться на цель в секторе от -8° до +25°. В горизонтальной плоскости она перемешалась в секторе ±30° относительно продольной оси машины. Бронебойный выстрел калибра 37 мм имел массу 0,685 кг, начальную скорость 745 м/с и на расстоянии 1000 м пробивал броню толщиной 22 мм. Для ведения стрельбы в распоряжении наводчика имелся прицел ZF2x16. Следует отметить, что на одних машинах устанавливались пушки, оборудованные бронещитами, на других — без них, что делало орудийные расчеты еще более уязвимыми.
Бронетранспортеры Sd.Kfz.250/10 использовались в подразделениях огневой поддержки, а также в качестве машин командиров взводов. Боевая масса Sd.Kfz.250/10 составляла 5675 кг, высота — 1976 мм. В состав экипажа бронетранспортера входили 4 человека.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.250/11  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.250/11
Бронетранспортеры Sd.Kfz.250/11 вооружались 20-28 мм тяжелым противотанковым ружьем «Маузер» 41 L60/L85 и пулеметом MG 34 или MG 42 калибра 7.92 мм. Угол склонения вооружения составлял -15°, а угол возвышения +25° (на колесном лафете соответственно -5° и +45°). Максимальная дальность стрельбы достигала 1000 м, эффективная — 500 м, скорострельность — от 10 до 30 выстрелов в минуту. Бронебойный патрон с вольфрамовым сердечником имел массу 0,121 кг и начальную скорость полета 1400 м/с. Этого было достаточно, чтобы с расстояния 500 м пробить броню толщиной 66 мм. В состав боекомплекта входили 168 выстрелов для противотанкового ружья и 1100 патронов для пулемета. Расчет противотанкового ружья состоял из трех человек. Кроме них транспортер перевозил группу из четырех солдат, вооруженных пулеметом MG 34, автоматами MP 38 и MP 40 (с 1944 года также автоматическими карабинами MP 43/44) и пистолетами Р-08 и Р-38, а также другими видами вооружения (например, противотанковыми гранатометами «Панцерфауст»).
Бронетранспортеры Sd.Kfz.250/11 использовались наравне с Sd.Kfz.250/10. выступали в роли машин командиров взводов. Боевая масса Sd.Kfz.250/11 достигала 5534 кг, высота с вооружением — 2134 мм.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.250/12  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.250/12
Sd.Kfz.250/12 — машина артиллерийской инструментальной разведки. В качестве средства связи на ней использовалась сначала радиостанция FuG 8, затем FuG 12. В соответствии с задачами, которые возлагались на экипажи этих машин. Sd.Kfz.25CV12 оснащались разнообразными оптическими средствами наблюдения. Для ведения ближнего боя использовался пулемет MG 34 или MG 42 с боекомплектом 1100 патронов.
Помимо упомянутых выше модификаций, имелись и нестандартные модели, создававшиеся непосредственно на фронте в боевых подразделениях. К их числу следует отнести, прежде всего, машины, вооруженные трофейными французскими противотанковыми пушками «Гочкис» калибра 25 мм и модели с увеличенным за счет надстройки боевым отделением, в котором монтировалась 50-мм противотанковая пушка Рак 38 L/60. Несколько машин были вооружены 20-мм зенитными пушками Пак 30 или Flak 38.
Транспортеры Sd.Kfz.250, с которых предварительно было снято вооружение, использовались для перевозки раненых и транспортировки различных грузов.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.252  

— Бронированный транспортер боеприпасов Sd.Kfz.252
В 1936 году в Германии приступили к работам по созданию самоходной (штурмовой) артиллерии. Новый вид войск предназначался для непосредственной поддержки пехоты. В задачи самоходной артиллерии входило уничтожение укрепленных опорных пунктов противника, располагавшихся на пути продвижения собственных пехотных подразделений. Выполнение задач, поставленных перед подразделениями штурмовой артиллерии, зависело от бесперебойного подвоза боеприпасов. Использование на переднем крае автомобильного транспорта не представлялось возможным: большие, тяжелые небронированные грузовики было сложно замаскировать, и они становились легкой добычей противника. В конечном итоге был разработан специальный бронированный транспортер боеприпасов.
В 1937 году на базе полугусеничного тягача D7 фирмы «Демаг» появилась бронированная машина DII3, которая, после внесения некоторых изменений, была принята на вооружение частей штурмовой артиллерии под обозначением Sd.Kfz.252. Это был полностью бронированный невооруженный транспортер боеприпасов, обслуживание которого обеспечивал экипаж из двух человек.

Шасси транспортера выпускались на заводе фирмы «Демаг» в г. Веттер (номера 96001-103000) и «Бюссинг-НАГ» в Берлине-Обершеневельде (310001-311000). Сборка машин производилась на заводе фирмы «Вегманн» в Касселе. Там же производились и бронированные корпуса. В сентябре 1940 года было принято решение о переносе монтажа машин на завод австрийской фирмы «Белер» в г. Капфенберг. В январе 1941 года к сборке машин Sd.Kfz.252 приступили в цехах судостроительной верфи военно-морского флота «Дойче Верке» в Киле. До декабря 1940 года было выпущено 58 транспортеров Sd.Kfz.252, а серийное производство продолжалось до сентября 1941 года. Всего же было произведено 413 транспортеров Sd.Kfz.252. Фирма «Вегманн» выпускала также двухколесные прицепы Sd.Алh 32/А, полный вес которых достигал 780 кг при собственной массе 330 кг. В прицепе помещались 36 выстрелов калибра 75 мм.


  Бронетранспортер Sd.Kfz.253  

— Машина командиров взводов и батарей штурмовых орудий Sd.Kfz.253
Другой машиной, выпускавшейся для частей штурмовой артиллерии, была полностью бронированная полугусеничная машина Sd.Kfz.253. Она предназначалась для командиров взводов и батарей штурмовой артиллерии. Машины оснащались коротковолновой 10-ваттной радиостанцией FuSpr Н и радиостанцией FuG 7. Боевая масса машины, составляла 5734 кг.
Сначала Sd.Kfz.253 выпускались фирмой «Вегманн», а затем — на заводе фирмы «Белер» в Австрии. С апреля 1940 года по сентябрь 1941 года совместными усилиями обеих предприятий было выпущено 285 машин Sd.Kfz.253.
Первыми в войска поступили не линейные бронетранспортеры Sd.Kfz.250. а подвозчики боеприпасов Sd.Kfz.252 и командирские машины Sd.Kfz.253. На 1 сентября 1939 года в штат батареи штурмовых орудий входили четыре Sd.Kfz.253 и три Sd.Kfz.252. Их боевое применение ограничилось балканской кампанией и началом войны с СССР. Выпуск, этих модификаций был прекращен в 1941 году, и они быстро сошли со сцены.
После того, как производство полугусеничных бронетранспортеров Sd.Kfz.253 было окончательно свернуто, для нужд штурмовой артиллерии вермахта стали использовать специализированную модификацию бронетранспортера Sd.Kfz.250 — Sd.Kfz.250/5.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.