Последней модификацией 234 серии стал бронеавтомобиль Sd.Kfz. 234/4 вооруженный длинноствольной 75-мм противотанковой пушкой Pak40/2 L/46 которая была установлена на машину по непосредственному приказу Гитлера с целью создания высокоподвижного колесного истребителя танков. В период с декабря 1944 года по март 1945 года фирма «Бюссинг-НАГ» выпустила 89 тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz. 234/4. Как и другие машины серии, модификация Sd.Kfz. 234/4 была построена по компоновочной схеме с задним расположением двигателя четырьмя ведущими осями всеми управляемыми колесами и двумя постами управления. Несущий корпус сваривался из листов катаной стали, толщина которых в лобовой проекции составляла 30 мм, по бортам 8 мм и на корме 10 мм. Бронелисты повсюду устанавливались с рациональными углами наклона, особенно акцентированными в передней части корпуса, что существенно повышало защищенность бронемашины. Такое бронирование обеспечивало защиту экипажа лишь от поражения огнем стрелкового оружия и осколков снарядов и мин, но отнюдь не от снарядов тех боевых машин для борьбы с которыми создавалась бронемашина. В войсковых условиях борта боевого отделения очень часто наращивались дополнительными листами брони чтобы хоть как-то лучше защитить орудийный расчет во время боя. Принимая во внимание невысокий уровень броневой защиты, бронеавтомобиль, нанеся первый удар должен был уйти от ответного огня противника за счет высокой скорости и маневренности. Экипаж Sd.Kfz. 234/4 состоял из четырех человек: водителя, командира машины, наводчика и заряжающего. Рабочее место водителя располагалось по центру передней части корпуса машины и частично прикрывалось сверху козырьком. Справа от сиденья в металлическом шкафу находились аккумуляторные батареи, слева — большой закрывающийся ящик для инструментов и запчастей. Между шкафом для аккумуляторных батареи и сиденьем водителя располагались рычаг переключения передач и рычаг демультипликатора. Приборная доска с основными приборами управления и датчиками располагалась слева от руля, справа от него — аварийный люк в верхнем лобовом бронелисте корпуса. Обзор водителю обеспечивали три оптических блока, которые в боевом положении закрывались бронекрышками. Один такой блок находился прямо перед водителем, два других — по бортам справа и слева. Как правило, немецкие оптические блоки изготавливались из 7-9 слоев стекла, между которыми не было пустоты. Стеклопакет заключался в бакелитовую обойму, и его можно было легко заменить в случае повреждения или просачивания воды между слоями стекла. Основное вооружение бронемашины Sd.Kfz. 234/4 составляла длинноствольная 75-мм противотанковая пушка Рак 40/21746, которая монтировалась в передней части боевого отделения на двух широких диагональных двутавровых балках, приваренных к обеим бортам корпуса сразу же за рабочим местом водителя и спускающихся вниз от защитного козырька над ним. Справа от казенника пушки размещался кронштейн для установки 7,92-мм пулемета MG 42. Противооткатное устройство пушки было закрыто бронированным кожухом и представляло собой гидропневматический цилиндр с мощной пружиной, который смягчал силу отката и после выстрела возвращал ствол орудия в исходное положение. Рабочее место наводчика, располагавшееся слева от пушки было тесным и неудобным. Сиденья у него не было, и он вынужден был работать, низко присев и склонившись вперед к прицелу и ручным приводам наведения орудия. В горизонтальной плоскости оно наводилось в секторе ±12° относительно продольной оси машины, что было обусловлено конструкцией бронекорпуса и щита пушки. В вертикальной плоскости пушка перемещалась в секторе от -3° до +22°. У левого борта боевого отделения в непосредственной близости от механизмов наведения пушки Рак 40 была смонтирована радиостанция FuSprGer «f», штыревая антенна которой крепилась тут же к борту машины. Силовая установка бронеавтомобиля, обладавшего довольно большой боевой массой — 11,55 т. — позволяла двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 90 км/ч. Большие внутренние баки бронемашины вмещали 360 литров солярки. Этого запаса топлива хватало на 900 км пробега по шоссе или 600 км по проселку, что позволяло бронемашине действовать в отрыве от баз снабжения. В четырехосной полноприводной (8x8) ходовой части с независимой подвеской на полуэллиптических листовых рессорах применялись односкатные колеса с пневматическими шинами, имевшими размер 270-20. Все колеса были управляемые, что делало машину очень маневренной, несмотря не ее большую боевую массу. При повороте машины поворачивались все восемь колес четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную сторону. Передняя и задняя пары колес поворачивались на больший угол, чем средние. Торможение осуществлялось с помощью пневматических тормозов.
|