Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 10
Германия 


  Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 10  
 
Тактико-технические характеристики полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz. 10
Боевая масса, т: 3,4;
Грузоподъемность, т: 1,5;
Тяговое усилие, т: 1;
Экипаж, чел.: 8;
Габаритные размеры, мм: длина – 4750, ширина – 1840, высота – 1620, дорожный просвет – 325;
Двигатель: «Майбах» HL 42 TUKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 73,6 кВт при 2800 об/мин.;
Удельная мощность. кВт/т: 21,65;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 65;
Запас хода, км: по шоссе – 275;
Запас топлива, л: 130-140;
Расход топлива на 100 км, л: по шоссе – 40, по проселку – 80
 

Первые наброски этой машины появились в 1932 году, когда управление вооружения сухопутных войск рейсхвера обратилось к фирме «Демаг» с предложением разработать для армии вездеход многоцелевого назначения. Прототип был построен в 1934 году, а серийное производство наиболее многочисленных моделей типа D6 и D7 было развернуто соответственно в 1937 и 1939 г.г.. Тягачи Sd.Kfz. 10 выпускались до 1944 года, практически не меняя своего внешнего вида. Всего же до конца войны фирмы «Демаг» «Адлер», «Бюссинг-НАГ», «Феномен» и «Заурер» выпустили 14698 тягачей (7326 шасси было использовано для постройки бронетранспортеров Sd.Kfz. 250). Наиболее многочисленными были машины базовой модели, на основе которой производились модификации, имевшие обозначения от Sd.Kfz. 10/1 до Sd.Kfz. 10/5.


  Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 10  
 
Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 10
 

Sd.Kfz. 10 настолько отвечал всем требованиям военных, что не нуждался в модернизации. Несмотря на то, что изначально он предназначался для буксировки артиллерийских орудий, его использовали в качестве носителя зенитных пушек Flak 30 и Flak 38. а также тягача системы залпового огня Nebelwerfer 42.
Полугусеничный тягач Sd.Kfz. 10 широко использовался во всех крупных сражениях второй мировой войны. Он отличался прекрасной проходимостью при движении по бездорожью и постоянно подтверждал свои высокие вездеходные качества на Восточном фронте, где в зимний и осенний периоды дороги превращались в настоящую западню для колесной техники.
Одним словом, «Демаг» Sd.Kfz. 10 являлся важным элементом моторизации вермахта, выполняя самые разные задачи, в том числе и по противовоздушной обороне полевых аэродромов люфтваффе.
Тягач был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передней управляемой осью и гусеничным ходом вместо заднего моста.
Водитель и командир машины размещались впереди в открытой кабине, отделенной от кузова невысокой перегородкой. В распоряжении водителя имелись приборы контроля работы двигателя (датчики температуры, давления масла, тахометр, указатель количества топлива), спидометр и контрольные индикаторы электрооборудования. Управление машиной осуществлялось с помощью руля и педалей сцепления, тормоза и газа. Справа от сидения водителя находился рычаг переключения скоростей коробки передач и рычаг ручного тормоза.


  Машина химической разведки Sd.Kfz. 10/1 на базе полугусеничного артиллерийского тягачя Sd.Kfz. 10  
 
Машина химической разведки Sd.Kfz. 10/1 на базе полугусеничного артиллерийского тягачя Sd.Kfz. 10
 

Открытый сверху небронированный кузов крепился на раме шасси, выполненной из коробчатых балок, сваренных из стального уголкового профиля и усиленных траверсами. В кузове размещался артиллерийский расчет в составе 6 человек, которые сидели на двух скамьях, расположенных вдоль бортов. Для защиты от дождя и снега над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент.

Артиллерийский тягач Sd.Kfz. 10 был оснащен шестицилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения «Майбах» HL 42 TUKRM, развивавшим мощность 73,6 кВт при 2800 об/мин. При полной массе машины 3,4 т удельная мощность двигателя составляла 21,65 кВт/т. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили планетарная коробка передач «Майбах Вариорекс» VG 102 128Н, обеспечивавшая движение вперед на семи скоростях и назад — на трех, двухдисковое сухое сцепление с гидравлическим управлением «Фихтель унд Сакс мекано» PF220K и тормозная система фирмы «АТЕ/Перро».
Силовая установка позволяла тягачу двигаться по шоссе с максимальной скоростью 65 км/ч. При движении по дороге с твердым покрытием потребление топлива составляло 40 л на 100 км пути, а при езде по бездорожью увеличивалось до 80 л на 100 км. Запас хода с полным баком составлял 275 км.


  Дегазационная машина Sd.Kfz. 10/2 на базе полугусеничного артиллерийского тягачя Sd.Kfz. 10  
 
Дегазационная машина Sd.Kfz. 10/2 на базе полугусеничного артиллерийского тягачя Sd.Kfz. 10
 

Электрооборудование бронетранспортера запитывалось от 12-вольтового генератора «Бош» RKCN 300/12-1300 мощностью 300 Вт и 12-вольтового свинцового аккумулятора «Бош» емкостью 94 Ач. Аккумулятор размещался в контейнере под сиденьем командира машины. Эти источники энергии обеспечивали подсветку приборов управления, работу клаксона, фар, ходовых и габаритных огней.
Тягач Sd.Kfz. 10 имел полугусеничное шасси передние колеса управляли направлением движения машины, а гусеничный ход обеспечивал привод и движение по пересеченной местности. Использование такого шасси давало ряд преимуществ, и в том числе позволяло существенно упростить конструкцию машины (устранялись сложные бортовые редукторы и дополнительные фрикционы) при сохранении высокой проходимости свойственной гусеничным машинам.

Передний управляемый автомобильный мост с подвеской на поперечной полуэллиптической листовой рессоре оснащался односкатными колесами с пневматическими шинами низкого давления типа «Континентал» или «Мишлен», имевшими размер 6,00-20. В состав гусеничного хода с торсионной подвеской входили, применительно к одному борту, четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка, расположенных в шахматном порядке с взаимным перекрытием дисков, направляющее колесо заднего расположения, литое ведущее колесо переднего расположения, не имевшее зубцов, — перемещение гусеничной ленты обеспечивали 12 роликов. В гусеничном ходе использовалась мелкозвенчатая одногребневая гусеничная лента с амортизирующими резиновыми вкладышами типа Zpw 51/240/160. Каждая гусеница состояла из 38 траков шириной 240 мм.


  Машина для распыления отравляющих веществ Sd.Kfz. 10/3 на базе полугусеничного артиллерийского тягачя Sd.Kfz. 10  
 
Машина для распыления отравляющих веществ Sd.Kfz. 10/3 на базе полугусеничного артиллерийского тягачя Sd.Kfz. 10
 

На базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz. 10 были построены следующие модификации:
— Sd.Kfz. 10/1 — машина химической разведки;
— Sd.Kfz. 10/2 — дегазационная машина;
— Sd.Kfz 10/3 — машина для распыления отравляющих веществ;
— Sd.Kfz. 10/4 — 20-мм зенитная самоходная установка с автоматической пушкой Flak 30 за штатным щитом в кузове тягача (на машинах первых серий щит отсутствовал). В состав возимого боекомплекта входили 260 выстрелов За счет установки пушки боевая масса машины возросла до 5,5 т. Экипаж состоял из 7 человек;
— Sd.Kfz. 10/5 — 20-мм зенитная самоходная установка с автоматической пушкой Flak 38. Боекомплект к пушке насчитывал 280 выстрелов. Часть машин имела броневое прикрытие кабины и двигателя.
Всего было построено 610 полугусеничных зенитных самоходных установок Sd.Kfz. 10/4 и Sd.Kfz. 10/5.


  20-мм зенитная самоходная установка Sd.Kfz. 10/4 с автоматической пушкой Flak 30  
 
20-мм зенитная самоходная установка Sd.Kfz. 10/4 с автоматической пушкой Flak 30 на базе полугусеничного
артиллерийского тягачя Sd.Kfz. 10
 

Артиллерийские тягачи Sd.Kfz. 10 использовались для буксировки 37-мм противотанковых пушек Рак 35/36.50-мм Рак 38. 75-мм легких пехотных орудии felG 18, 150-мм тяжелых пехотных орудий sIG 33 и 210-мм реактивных пусковых установок Nebelwerfer 42. Тягачи применялись на всех театрах военных действий, в том числе и таких сложных в эксплуатационном отношении, как Африка и Россия.
Во фронтовых условиях силами специалистов ремонтных мастерских некоторое количество машин было переоборудовано под установку 37-мм противотанковых пушек Рак 35/36 и 50-мм Рак 38.
На 1 марта 1945 года вермахт располагал 2255 тягачами Sd.Kfz 10.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия. Яндекс.Метрика