Импровизированный бронеавтомобиль «Дикон»
Великобритания 

  Импровизированный бронеавтомобиль «Дикон»  
 
Импровизированный бронеавтомобиль «Дикон»
 
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля «Дикон»
Боевая масса, т: 12,203;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина – 6388, ширина – 2362, высота – 2819, колесная база – 3848;
Бронирование, мм: 10;
Вооружение: 6 - фунтовая (57-мм) пушка OQF Mk III;
Боекомплект: 24 выстрела;
Двигатель: AEC A187,6-цилиндровый, дизельный, рядный, рабочий объем 7581 см3, мощность 69,8 кВт при 1800 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 5,72;
Максимальная скорость, км/ч: 45;
Запас хода, км: 280
 

Бронеавтомобиль «Дикон» (дьякон) был одной из многочисленных импровизаций, столь характерных для английской армии первых лет войны, и пожалуй, самой удачной машиной подобного рода, так как она создавалась специально для североафриканского театра военных действий (и нигде больше не применялась) для борьбы из засад с одиночными бронированными целями противника. Потребность в такой машине возникла, когда в практику итальянских разведывательных частей вошла тактика свободной охоты. Хорошо вооруженные итальянские бронеавтомобили АВ 41 устраивали засады на протяженных коммуникациях англичан и стали настоящим бичом для одиночных машин связи и грузовиков с военными грузами. Чтобы положить конец такому «пиратскому» хозяйничанью итальянцев в пустыне, англичанам нужно было что-то противопоставить их мощным и хорошо защищенным бронемашинам, вооруженным 20-мм автоматической пушкой.


  Импровизированный бронеавтомобиль «Дикон»  
 
Импровизированный бронеавтомобиль «Дикон»
 

Решением этой проблемы стал импровизированный бронеавтомобиль, получивший название «Дикон». Базой для него послужил полноприводной (4x4) армейский грузовик АЕС «Матадор» 0853. Броня прикрывала бока автомобиля, из броневых листов толщиной 10 мм была склепана одноместная кабина водителя, размещенная справа, и поворотная боевая рубка, вмещавшая остальных трех членов экипажа, противотанковую 6-фунтовую (57-мм) пушку OQF Mk III и боекомплект из 24 унитарных снарядов. Наводчик и заряжающий размещались на сидениях велосипедного типа и с помощью ножного привода вращали рубку. Высокая кабина и длинный ствол пушки не позволяли делать полный оборот, поэтому сектор обстрела в горизонтальной плоскости составлял 319°. Пушка с начальной скоростью бронебойного снаряда 815 м/с была достаточно эффективной против бронетехники, состоявшей на вооружении противника в начальный период второй мировой войны, — с расстояния 900 метров она пробивала броню толщиной 63 мм.


  Схема импровизированного бронеавтомобиля «Дикон»  
 
Схема импровизированного бронеавтомобиля «Дикон»
 

В качестве силовой установки на бронемашине «Дикон» использовался шестицилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения АЕС А187 с рабочим объемом 7580 см3, который развивал мощность 69,8 кВт (95 л. с.) при 1800 об/мин, что позволяло 12-тонной машине двигаться со скоростью 45 км/ч даже по песчаному и каменистому грунту прибрежных районов Северной Африки. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили четырехскоростная коробка передач, двухступенчатый демультипликатор и пневматические тормоза. В полноприводной (4x4) ходовой части с подвеской на листовых полуэллиптических рессорах использовались колеса с широкопрофильными шинами размером 13,50-20.

Отличная проходимость, завидная маневренность, высокая надежность двигателя и ходовой части способствовали популярности этого единственного в своем роде бронеавтомобиля, который вполне обоснованно можно было бы назвать самоходной артиллерийской установкой на колесной базе. Всего было построено 175 бронеавтомобилей «Дикон», причем изготавливались они в 1942 году непосредственно в войсках силами специалистов передвижных авторемонтных мастерских.


  Маскеровка бронеавтомобиля «Дикон» под обычный грузовик  
 
Маскеровка бронеавтомобиля «Дикон» под обычный грузовик
 

Как правило, экипажи пушечных бронемашин «Дикон» использовали тактику свободной охоты. Бронеавтомобиль, замаскированный под обычный грузовик, выступал в роли приманки, разъезжая по известным противнику коммуникациям. Одиночный грузовик казался легкой добычей экипажам итальянских разведывательных бронемашин, которые, даже не успев понять, что случилось, становились жертвой 57-мм противотанковой пушки «Дикона». Кроме того, английские бронемашины систематически нападали на вражеские автоколонны снабжения, но при необходимости могли отражать и танковые атаки.


  Бронеавтомобиль «Дикон», замаскированный под обычный грузовик  
 
Бронеавтомобиль «Дикон», замаскированный под обычный грузовик
 

После разгрома Африканского корпуса Э. Роммеля часть броневиков была переоборудована в бронированные транспортеры боеприпасов, а остальные переданы турецкой армии, где и закончили свою службу.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.