Тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА-11
СССР 


  Тяжелый бронеавтомобиль БА-11 вооруженный 45-мм пушкой 20К и двумя 7,62-мм  
 
Тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА-11, Ленинградский фронт весна 1942 г.
 
 
Тактико-технические характеристики
тяжелого пушечного бронеавтомобиля БА-11
Боевая масса, т: 8,13;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина – 5295, ширина – 2490, высота – 2390, колесная база – 3550, дорожный просвет – 292;
Бронирование, мм: башня – 13, лоб корпуса – 13, борт корпуса - 10-13, корма корпуса – 13, крыша – 8, днище – 4;
Вооружение: 45 мм пушка 20К, два 7,62-мм пулемета ДТ;
Боекомплект: 114 выстрелов, 3087 патронов;
Двигатель: ЗИС-16, 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 68,4 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 8,41;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 64;
Запас хода, км: 316;
Запас топлива, л: 150;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 22; крен, град.- 24; стенка, м - 0,3; ров, м - 0,9; брод, м - 0,65
 

  Тяжелый бронеавтомобиль БА-11 вооруженный 45-мм пушкой 20К и двумя 7,62-мм пулеметами ДТ  
 
Тяжелый бронеавтомобиль БА-11 вооруженный 45-мм пушкой 20К и двумя 7,62-мм пулеметами ДТ, по огневой мощи, бронезащите и подвижности превосходил легкий танк Т-26
 

    В течение 1936-1937 годов на ЗИС-е полным ходом велись работы по проектированию специального укороченного шасси ЗИС-6К с двигателем увеличенной мощности, опущенным на раме вниз, и дополнительным задним рулем. Полученные конструкторами положительные результаты позволили приступить зимой 1938 года к созданию нового тяжелого бронеавтомобиля БА-11. За компоновку отвечал инженер А. С. Айзенберг, шасси занимались конструкторы Д. В. Саломатин, Б. М. Фиттерман, В. Н. Смолин и другие. Одновременно на Ижорском заводе под руководством инженера А. Н. Баранова проектировался достаточно совершенный по тем временам бронекорпус.
     Уже к концу 1938 года на ЗИС-е были собраны несколько экспериментальных шасси ЗИС-34 с макетами бронекорпусов, а в 1939 году из стен Ижорского завода вышли первые два бронеавтомобиля БА-11. После проведения испытаний Московский автозавод начал осваивать конвейерную сборку шасси ЗИС-34. и за два последующих года — с 1940 по 1941 — было собрано 16 новых бронемашин.


  Тяжелый бронеавтомобиль БА-11, брошеный экипажем  
 
Тяжелый бронеавтомобиль БА-11, брошеный экипажем
 

     Тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА-11 был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя двумя ведущими задними осями и двумя постами управления. Полностью закрытый приземистый корпус сваривался из катаных броневых листов толщиной 10-13 мм, которые устанавливались с большими углами наклона Крыша и днище изготавливались из 8-мм и 4-мм броневых листов соответственно. Такая броневая защита довольно надежно защищала экипаж, состоявший из четырех человек, а также жизненно важные части бронемашины от поражения обычными и бронебойными пулями, а также осколками малокалиберных снарядов и мин. Бронекорпус устанавливался на укороченную на 400 мм раму шасси, передний мост которого был усилен, чтобы выдержать увеличение нагрузки. В целом дизайн БА 11 отличался элегантностью и завершенностью, в нем явственно чувствовались динамичность и мощь.
     В отделении управления, расположен ном позади моторного отсека, размещались рабочие места водителя и командира бронемашины. Водитель сидел слева, а командир справа — там, где в скошенном лобовом листе корпуса в шаровой установке был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ. Командир не только вел огонь из этого пулемета, но и обеспечивал внешнюю связь с помощью дуплексной радиостанции 71-ТК-З.


  Схема тяжелого пушечного бронеавтомобиля БА-11  
 
Схема тяжелого пушечного бронеавтомобиля БА-11
 

     С той же стороны — чуть ниже уровня крыши моторного отсека в месте ее соединения с лобовым листом отделения управления — на борту корпуса находился шарнирный вывод штыревой антенны, которая могла поворачиваться вперед и укладываться вдоль передней части корпуса. Для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-3. Обзор членам экипажа обеспечивали пулестойкие приборы наблюдения ПТ-К, которыми были оборудованы смотровые щели бронекрышки лобового окна, боковых дверей и башни.
     Для посадки экипажа в бронемашину в обоих бортах имелись двери неправильной формы с сильно закругленными углами. Чистоту боковых поверхностей не нарушали лишние детали, даже петли дверей были внутренними. Разрабатывая корпус для БА-11, конструкторы отошли от прежней формы крыши с ярко выраженной ступенькой, которая была характерна для бронемашин БА-6 и БА-10. Крыша на БА-11 осталась разновысокой, но вместо ступеньки задняя часть крыши отделения управления приобрела сильный скос. В скругленной кормовой части машины был оборудован полноценный задний пост управления.
     В задней части корпуса на крыше боевого отделения была установлена низкая коническая башня кругового вращения, сваренная из 13-мм листов броневой стали. На крыше башни имелся люк полукруглой формы, крышка которого откидывалась вперед. Через люк можно было вести наблюдение за местностью, а при необходимости войти в машину или покинуть ее.


  Тяжелый бронеавтомобиль БА-11, вид спереди и сзади  
 
Тяжелый бронеавтомобиль БА-11, вид спереди и сзади
 

     В качестве основного вооружения в башне были установлены 45-мм пушка 20К и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелись телескопический прицел ТОП образца 1930 года и перископический панорамный прицел ПТ-1 образца 1932 года. Вращение башни осуществлялось механическим механизмом поворота с ручным приводом. Возимый боекомплект насчитывал 114 выстрелов и 3087 патронов к пулеметам.
     В передней части корпуса бронеавтомобиля в удлиненном моторном отсеке был установлен карбюраторный шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-16, форсированный за счет увеличения степени сжатия, частоты вращения и улучшения наполнения цилиндров до 68.4 кВт (93 л. с.). С алюминиевой головкой блока его мощность достигала 72,8 кВт (99 л. с.). Надежность работы двигателя повышало дублированное зажигание — от магнето и от аккумуляторной батареи. Свечи были экранированы, чтобы не создавать помех радиоприему. Имелся также механизм ручного запуска двигателя изнутри машины.
     Двигатель ЗИС-16 взаимодействовал с трансмиссией, в состав которой входили двухдисковое сцепление сухого трения четырехскоростная коробка передач с демультипликатором, карданные передачи и дифференциалы. Наличие реверса в демультипликаторе в сумме давало 9 передач вперед и 6 назад, причем скорость заднего хода достигала 90% от переднего. Такая силовая установка позволяла бронемашине с боевой массой 8,13 т развивать на дорогах с твердым покрытием максимальную скорость 64 км/ч. С полными топливными баками машина имела запас хода 316 км.


  Тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА-11  

     В неполноприводной (6x4) ходовой части с усиленным передним мостом и подвеской на полуэллиптических рессорах использовались колеса с пулестойкими шинами типа ГК. Колеса ведущих задних осей были двухскатными и располагались в нишах, с боков их частично прикрывали плоские бронеэкраны, которые смыкались сзади с крыльями. Для повышения проходимости на задние скаты одевались вездеходные гусеницы типа «оверолл». Надевание гусениц силами экипажа занимало 10-15 мин. В походном положении гусеничные ленты размещались вокруг задней части корпуса. На бортах нижней части корпуса перед отделением управления крепились запасные колеса, которые свободно вращались на своих осях и при движении по пересеченной местности способствовали преодолению рвов, канав и насыпей, не позволяя бронемашине сесть на днище. Все это позволяло БА-11 преодолевать подъемы крутизной до 22о, рвы шириной 0,9 м и броды глубиной 0,65 м.
     Для езды в темное время суток бронеавтомобиль был оборудован фарами, которые устанавливались на небольших кронштейнах, на передних крыльях.
     По бронезащите и огневой мощи, а также подвижности и запасу хода бронеавтомобиль БА-11 несколько превосходил лег кий танк Т-26. При той же мощности двигателя на шоссе он развивал вдвое большую скорость, что и предопределило основное боевое назначение новой машины — маневренная огневая поддержка наступающей пехоты и кавалерии, качественное усиление автобронесоединений вооруженных средними машинами; борьба с бронеобъектами и огневыми точками противника.


  Тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА-11  

     В 1940 году на базе бронемашины БА-11 был разработана модификация БА 11Д с шестицилиндровым дизельным двигателем ЗИС-Д-7 мощностью 70,6-72,1 кВт (96-98 л. с.) при 2200 об./мин, разработанным конструкторами П. В. Сметанниковым, В. А. Будниковым и И. И. Мочалиным. Из-за более тяжелого двигателя масса машины возросла до 8,65 т. однако за счет его большей экономичности запас хода при той же емкости топливных баков (150 л.) увеличился до 420 км. Максимальная скорость на шоссе снизилась до 48 км/ч, но лучшие тяговые характеристики дизеля позволили поднять среднюю скорость на шоссе до 39,8 км/ч, что было неплохо для бронеавтомобиля такого класса. Использование дизеля позволило повысить и пожарную безопасность машины. К сожалению, до войны промышленности не удалось освоить дизель Д-7.
     В начальный период войны бронеавтомобили БА-11 применялись на Ленинградском фронте, и хотя по своим боевым характеристикам новая бронемашина значительно превосходила состоявшие тогда на вооружении БА-10, широко развернуть ее производство не удалось, так как Ижорский завод был отрезан блокадой Ленинграда.

   
 
Смотрите на сайте:
 
  Смотрите на сайте:
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика