В 1933 году венгерский инженер Микпош Штраусслер, переехавший на постоянное жительство в Великобританию, договорился с автомобильной фирмой «Манфред Вейсс» из Будапешта о постройке в Венгрии прототипов разработанных им специальных машин. Одной из них был экспериментальный двухосный полноприводной (4x4) бронеавтомобиль повышенной проходимости АС 1, созданный Штраусслером для британской армии в 1934 году. Результаты, полученные в ходе испытаний бронемашины, а также опыт, приобретенный в процессе ее производства, были использованы при разработке улучшенной модели АС 2. В отличие от АС 1, в ней был предусмотрен задний пост рулевого управления, что к тому времени стало уже каноном для разведывательных бронеавтомобилей. Бронемашина Штраусслера отличалась современной конструкцией, изначально рассчитанной для использования в военных целях, и получила одобрение высшего руководства венгерской армии. Испытания шасси АС 2 показали, что оно полностью отвечало требованиям которые венгерская армия предъявляла к бронеавтомобилям.
Многогранный корпус бронемашины склепывался из 9-мм листов катаной стали, которые устанавливались под довольно большими углами наклона, что повышало их пулестойкость и усиливало защищенность машины в целом. По сравнению с английской моделью, венгерский вариант бронеавтомобиля выгодно отличался более удачной конфигурацией корпуса. Листы днища были установлены под небольшим углом друг к другу с целью усиления противоминной защиты, широкие нижние бортовые листы кверху расходились, отчего в среднем сечении корпус имел корытообразную форму. Спереди и сзади корпус сужался и имел более сложную конфигурацию. Толщина бронировки лобовой и кормовой частей машины была усилена и составляла 13 мм. На крыше боевого отделения — почти посередине корпуса — располагалась клепаная шестигранная башня кругового вращения, сконструированная и построенная под руководством специалистов Венгерского института военных технологий. Толщина бронировки башни достигала 13 мм. Для входа и выхода из бронемашины в левом борту корпуса была предусмотрена небольшая, почти квадратная дверь с закругленными углами, кроме того экипаж мог воспользоваться двустворчатым прямоугольным люком в сильно наклоненной задней стенке башни или же квадратным люком на ее крыше. Обращает на себя внимание оригинальное решение проблемы обзора с места основного водителя за пределами поля боя бронепанель с рубкой, крепившаяся к крыше корпуса с помощью шарнирных петель, поднималась вверх, обеспечивая тем самым широкое поле зрения, как перед машиной, так и по обе стороны от нее. Кроме того, в скошенных гранях передней части корпуса справа и слева от сиденья водителя имелись круглые стрелковые амбразуры, закрывавшиеся бронекрышками. За отделением управления находилось боевое отделение, в состав которого входила шестигранная башня кругового вращения, вооруженная 20-мм автоматической пушкой 36М (по классификации, принятой в королевской венгерской армии, это был тяжелый пулемет) и 8-мм пулеметом 34/37АМ. Ствол пулемета был заключен в цилиндрический бронекожух, обеспечивавший защиту, как от пуль, так и от осколков мин и снарядов. Вооружение, установленное в почти вертикальном лобовом листе башне, было смонтировано в шаровых установках и могло независимо наводиться на разные цели. В состав возимого боекомплекта входили 200 выстрелов и 3000 патронов. В боевом отделении бронемашины перевозился также 8-мм пулемет 31М, который при необходимости устанавливался на шкворне внутри башни и использовался для борьбы с воздушными целями противника. Для наблюдения за местностью в условиях поля боя башня была оборудована смотровыми щелями с внутренними бронезаслонками — по одной в каждой грани; в задней стенке башни таких смотровых щелей было две — по одной в каждой створке люка. Вне поля боя или в моменты относительного затишья члены экипажа могли вести наблюдение через верхний башенный люк или через распашной люк в задней стенке башни. Слева в задней части боевого отделения располагался кормовой рулевой пост, оборудованный всеми органами управления бронеавтомобилем.
В полноприводной (4x4) ходовой части с независимой подвеской, блокированной с поперечными листовыми рессорами, использовались односкатные колеса с пулестойкими высокопрофильными шинами большого сечения. Благодаря независимой подвеске каждое колесо могло перемещаться в вертикальном направлении на 80 см, причем это абсолютно не влияло на устойчивость машины. Как передние так и задние колеса прикрывались сверху широкими угловатыми крыльями. На горизонтальной поверхности задних крыльев обычно крепились невысокие металлические ящики с запасными частями и инструментами. Опыт участия бронеавтомобилей 39М «Шаба» в апрельской кампании 1941 года в Югославии и на Восточном фронте быстро выявил их недостатки — слабое вооружение и уязвимость от огня противника. Так, из 57 бронемашин, воевавших с лета по декабрь 1941 года на Восточном фронте в составе 2-й мотобригады и 1-й кавалерийской бригады венгерской армии, уцелели только 17 броневиков. Вывод напрашивался сам собой: 39М годились только для ведения разведывательных операций.
|