Самоходное штурмовое орудие 43M «3риньи II» («Zrinyi II»)
Венгрия


  105-мм самоходное штурмовое орудие 43M «3риньи II»  
 
105-мм самоходное штурмовое орудие 43M «3риньи II»
 
 
Тактико-технические характеристики 105-мм самоходного штурмового орудия 43М «Зриньи II»
Боевая масса, т: 19;
Экипаж, чел.: 4;
Бронирование, мм: лоб корпуса и рубки – 75, борта и корма - 25, крыша и днище - 8-25;
Вооружение: 105 -мм гаубица 40М;
Боекомплект: 52 выстрела;
Двигатель: «Манфред Вайс» Z, 8-цилиндровый, V- o6разный, мощность 194 кВт при 2200 об/мин;
Максимальная скорость, км/ч: 47;
Запас хода по шоссе, км: 165
 
  105-мм самоходное штурмовое орудие 43M «3риньи II»  
 
105-мм самоходное штурмовое орудие 43M «3риньи II»
 

    В 1943 году, по примеру немцев, венгры решили создать свое штурмовое орудие. Единственной подходящей базой был средний танк «Туран», ширину корпуса которого увеличили на 45 мм. В 75-мм лобовом листе низкопрофильной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Боекомплект САУ состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела.
     Самоходную артиллерийскую установку оснастили восьмицилиндровым, карбюраторным, V-образным двигателем «Manfred Weiss-Z» мощностью 194 кВт при 2200 об/мин, который позволял машине массой более 19 т разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. При емкости топливных баков 265 л, запас хода машины составлял 165 км.


  Схема 105-мм самоходного штурмового орудия 43M «3риньи II»  
 
Схема 105-мм самоходного штурмового орудия 43M «3риньи II»
 

     Трансмиссия самоходки состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной (3+3) коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода Имелся и дублирующий механический привод.
     САУ на базе среднего танка «Туран» обладала неплохой подвижностью и маневренностью. Органы управления были удобными и не требовали от механика-водителя больших физических усилий.


  105-мм самоходное штурмовое орудие 43M «3риньи II»  
 
105-мм самоходное штурмовое орудие 43M «3риньи II»
 

     Ходовая часть была подобна ходовой части среднего танка «Туран» и применительно к одному борту состояла из восьми обрезиненных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший самоходке преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала САУ мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.
     Эту наиболее удачную венгерскую бронированную боевую машину периода второй мировой войны, получившую обозначение 43М «Зриньи II», выпустили в незначительном количестве — всего 66 единиц.


  75-мм самоходное штурмовое орудие 44M «3риньи I»  
 
75-мм самоходное штурмовое орудие 44M «3риньи I»
 

     Предпринималась попытка создать и противотанковую САУ «Зриньи I», вооруженную 75-мм пушкой 43М, такой же, как у танка «Туран III». Но дальше опытного образца, построенного в феврале 1944 года, дело не пошло.
     С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом. на вооружение которых наряду с боевыми машинами немецкого производства начали поступать и «Зриньи II». К началу 1945 года все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерского и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные САУ «Зриньи», капитулировали на территории Чехословакии.


  105-мм самоходное штурмовое орудие 43M «3риньи II»  
 
105-мм самоходное штурмовое орудие 43M «3риньи II»
 

 
Смотрите на сайте:
 

 
 
 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика