Реактивная система залпового огня 9К59 «Прима»
СССР  


  Реактивная система залпового огня 9К59 «Прима»  
 
Тактико-технические характеристики РСЗО 9К59 «Прима»
Калибр, мм: 122;
Количество направляющих: 50;
Расчет, чел.: 3;
Масса в боевом положении, т.: 13,8;
Масса снаряда, кг: 70;
Дальность стрельбы, км: максимальная – 20, минимальная – 5;
Продолжительность залпа, с: 30;
Время перезаряжания, мин.: 10;
Мощность двигателя, л. с.: 210;
Максимальная скорость движения, км/час: 85;
Запас хода, км: 990
 

С учетом многолетнего опыта эксплуатации системы БМ-21 «Град» в различных районах мира Научно-производственное предприятие «Сплав» (г. Тула) создало 122-мм многоцелевую РСЗО «повышенного могущества» 9К59 «Прима». Разработки системы были начаты в 1976 году по постановлению Совета министров СССР № 1043-361 то 16 декабря 1976 года.
Эта дивизионная система предназначена для поражения живой силы и небронированной техники, дистанционного минирования местности в ближайшей тактической глубине.


  Реактивная система залпового огня 9К59 «Прима»  

По сравнению с БМ-21 «Град» «Прима» обеспечивает в 7 - 8 раз большую площадь поражения и имеет в 4 - 5 раз меньшее время пребывания на боевой позиции при той же дальности и точности стрельбы.
В 1988 году 9К59 «Прима» была принята на вооружение и начато серийное производство, однако в начале 1990-х из-за развала СССР, тяжёлого финансового положения России и прекращения закупок вооружения, производство 9К59 «Прима» было остановлено.
Основные компоненты РСЗО 9К59 «Прима» — пусковая установка (боевая машина), 122-мм неуправляемые реактивные снаряды, система управления огнем и транспортно-заряжающая машина.
Пусковая установка имеет индекс 9А51, она выполнена по классической компоновочной схеме с размещением артиллерийской части над задними осями шасси автомобиля повышенной проходимости «Урал-4320». В отличие от РСЗО БМ-21 пакет направляющих артиллерийской части «Примы» содержит не 40, а 50 стволов. Пакет установлен на поворотном основании, на котором смонтированы также снабженные гидравлическими приводами механизмы наведения, прицельные приспособления и электротехническая и гидравлическая аппаратура.


  Реактивная система залпового огня 9К59 «Прима»  

Для повышения устойчивости при стрельбе в кормовой части шасси пусковой установки смонтированы гидравлические опоры.
РСЗО может вести стрельбу всеми типам 122-мм неуправляемых снарядов, разработанными для РСЗО БМ-21, включая и кассетные снаряды с противотанковыми и противопехотными минами. Кроме того, для этой системы разработано несколько новых снарядов повышенной эффективности. Например, входящий в боекомплект «Примы» осколочно-фугасный снаряд весом 70 кг и длиной 3073 мм имеет отделяемую боевую часть весом 26 кг, снабженную дистанционным и контактным взрывателями.

После срабатывания дистанционного взрывателя боевая часть отделяется и с помощью парашюта опускается на землю практически вертикально. В момент соприкосновения боевой части с землей срабатывает контактный взрыватель. При такой схем подрыва заряда снаряда обеспечивается круговой разлет поражающих элементов, благодаря чему площадь сплошного поражения увеличивается примерно в 6 раз по сравнению со штатным снарядом БМ-21 ОФ (9М22У). Этот и другие снаряды новых типов, разработанные для РСЗО «Прима», в настоящее время входят в состав боекомплекта модернизированной РСЗО «Град».


  Реактивная система залпового огня 9К59 «Прима»  

Стрельба из РСЗО «Прима» может вестись одиночными выстрелами и залпом. Продолжительность залпа — 30 секунд. Управление стрельбой осуществляется из кабины или с помощью выносного пульта.
Для заряжания пусковой установки используется транспортно-заряжающая машина, разработанная также, как и пусковая установка, на шасси автомобиля повышенной проходимости «Урал-4320». Процесс заряжания механизирован, время перезаряжания — 10 минут.
В качестве базы при создании РСЗО «Прима» использовано шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-4320». Это шасси оснащено высокоэкономичным V-образным восьмицилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения КамАЗ-740.
При 2600 об/мин этот двигатель развивает максимальную мощность 210 л. с. Сцепление двухдисковое сухое, коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами для включения 2, 3, 4 и 5-й передач.


  Реактивная система залпового огня 9К59 «Прима»  

Ходовая часть выполнена по колесной формуле 6x6. Управляемыми являются колеса переднего неотключаемого ведущего моста. Подвеска переднего моста — зависимая на продольных полуэллиптических рессорах с двусторонними телескопическими гидравлическими амортизаторами. Подвеска среднего и заднего мостов — балансирная на продольных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами. Имеется централизованная система регулирования давления воздуха в шинах.

На шоссе пусковая установка развивает скорость до 85 км/час. Проходимость на пересеченной местности очень высока, пусковая установка преодолевает подъемы крутизной до 28° и броды глубиной 1,5 м.
Емкость топливных баков 270 л (210 л — основной бак и 60 л — дополнительный) обеспечивает запас хода 990 км. В то же время имеющая карбюраторный двигатель боевая машина БМ-21 при емкости топливных баков 360 л имеет запас хода 750 км.
Самоходная пусковая установка оборудована УКВ-радиостанцией и средствами пожаротушения.


  Реактивная система залпового огня 9К59 «Прима»  

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия. Яндекс.Метрика