82-мм ракета М-8
СССР

82-мм ракета М-8
 
Тактико-технические характеристики
М-8
  Длина, мм
  660
  Диаметр корпуса, мм
  82
  Масса общая, кг
   8
  Масса взрывчатки, кг
   0,5
  Масса ракетного топлива, кг
   1,2
  Начальная скорость, м/с
   315
  Дальность полета, м
   5900
 

    В 20-х и З0-х годах СССР использовал значительную часть своего научно-исследовательского потенциала для того, чтобы определить, какие вещества,подходящие для использования в качестве ракетного топлива, могут производиться в промышленных масштабах. Еще до 1918 года русские были большими приверженцами боевых ракет. Советский Союз был намерен остaвaтьcя в авангарде стран, имеющих ракетные технологии, несмотря на отсутствие достаточного промышленного потенциала. Поэтому была выбрана более простая по конструкции и более легкая в производстве ракета со стабилизаторами вместо более точных ракет со стабилизацией вращением.

    Одной из первых моделей конца 30-х годов была ставшая одной из самых знаменитых ракет 82-мм М-8.
    М-8 была побочным образцом программы разработки авиационного ракетного оружия. А собственно авиационной ракетой была модель РС -82, и особенности советской ракетной программы были таковы, что она была принята на вооружение после 132-мм ракеты. Ракета М-8 имела небольшие размеры, максимальная дальность полета составляла 5900 м, боеголовка имела осколочный заряд. Ракета транспортировалась и пускалась со штабеля рельсов, установленных на трехосных грузовиках (первым был полно приводный ЗИС-6). Эти рельсовые ПУ были одним ИЗ типов оружия, известного как «Катюша». Эта установка осуществляла пуск до 36 ракет М-8, поэтому в официальных документах она именовалась БМ-83-6 (обозначение БМ или боевая машина использовалось в целях секретности).
    В ходе войны БМ-83-6 была не единственной ПУ для М-8: когда начались масштабные поставки по ленд-лизу американских грузовиков, их тоже стали применять в качестве ходовой части.
    Типичным было использование дпя этой цели полно приводного трехосного грузовика «Студебекер», который был достаточно большим для монтажа рельсовых стеллажей под 48 ракет. Так появилась новая установка, БМ-8-48.
    Колесная база не всегда позволяла этим установкам достаточно быстро передвигаться по пересеченной местности, характерной для территории СССР, поэтому они иногда отставали от танковых соединений, которые должны были поддерживать огнем. Были даже предприняты попытки установить однорельсовые направляющие для ракет по бортам танковой башни, но из этого ничего не вышло. А вот модификация большого количества легких танков Т-60, которые оказались неспособными выполнять свои тактические задачи на поле боя, и установка на них рельсовых направляющих для пуска 24 ракет M-8 оказались вполне уместными; оружие стало известно как БМ-8-24.


Самоходная пусковая установка ракет М-8 БМ-8-24

    Для пуска ракет М-8 имелись и другие установки, в том числе специальная рама на восемь ракет для горнострелковых частей. При этом залп со всех ПУ ракет М-8 производился не всеми ракетами одновременно, а последовательно, под управлением электрического вращающегося коммутаторного комплекта.

    Ракеты М-8 , снаряженные осколочными зарядами и выстреливаемые в большом количестве, оказывали сильное деморализующее воздействие на немецкие войска.
    Войска СС ценили это оружие настолько высоко, что решили его скопировать один к одному. Так появилась их собственная ракета «Гиммлероргель ». Ракеты М-8 оставались на вооружении советских войск до конца войны, а затем их постепенно заменили более тяжелыми 1З2-мм и 300-мм ракеты.

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.