356-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-14
СССР 


  356-мм железнодорожная пушка ТМ-1-14  
 
Тактико-технические характеристики
ТМ-1-14
  Калибр, мм
  355,6
  Длина ствола, калибров
  52
  Наибольший угол возвышения, град.
  +50°
  Угол горизонтального наведения, град.
  2,5°
  Угол склонения, град.
  -7°
  Масса в походном положении, кг
  412000
  Масса бронебойного снаряда, кг
  512,5
  Начальная скорость снаряда, м/с
  732
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  31000
 

   В середине 20-х годов Рабоче-Крестьянский Красный Флот (РККФ) представлял собой лишь жалкую тень былого флота Российской империи и ни в коей мере не мог противостоять флотам потенциальных противников. Обеспечить защиту прибрежных стратегических объектов с помощью стационарных артиллерийских систем также не представлялось возможным из-за высокой стоимости и слишком высокой уязвимости последних. На этом фоне вполне логичным представлялось решение Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (АК ГАУ) Красной Армии о создании железнодорожных артиллерийских установок, вооруженных дальнобойными орудиями.
    Образованное в соответствии с этим решением в октябре 1930 года Центральное конструкторское бюро судостроения номер 3 (ЦКБС-3) под руководством А.Г. Дукельского уже к марту 1931 года разработало технический проект 356-мм железнодорожной артиллерийской установки, получившей обозначение ТМ-1-14 (транспортер морской, тип 1, калибр 14 дюймов).
    Столь быстрые темпы разработки такого достаточно сложного «изделия», как железнодорожная артиллерийская установка объясняются двумя обстоятельствами.

  356-мм железнодорожная пушка ТМ-1-14 схема  
 
Схема 356-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-14
 

    Во-первых, значительную часть необходимых для проектирования установки расчетов А.Г. Дукельский выполнил еще в конце 20-х годов, когда он работал на правах заключенного в Особом конструкторско-технологическом бюро (ОКТБ) ОГПУ. Во-вторых, в качестве образца была «творчески» использована 14-дюймовая американская железнодорожная артиллерийская установка М 1920 М 2, созданная в 1920 году для армии и флота США.
    Основными компонентами железнодорожной артиллерийской установки ТМ-1-14 были 356-мм пушка и железнодорожный транспортер. Ко времени начала проектирования ТМ-1-14 на складах хранилось 16 356-мм пушек, первоначально предназначавшихся для заложенных в декабре 1912 года в Петербурге четырех линейных крейсеров типа «Измаил». Первая мировая и Гражданская война помешали достроить эти корабли, их в конце концов разобрали на металлолом. В этой связи использование ставших ненужными пушек для создания железнодорожных артиллерийских установок обеспечивало значительную экономию времени и средств.
    356-мм пушка имела скрепленный ствол длиной 52 калибра, затвор был поршневым горизонтальным. Длина нарезной части ствола составляла 14 985 мм, в канале ствола были выполнены 84 нареза постоянной крутизны. Предусматривалось картузное заряжение, заряды состояли из двух полузарядов. На стадии проектирования ТМ-1—14 были проведены испытания всех 16 пушек. При первых же стрельбах шесть пушек получили так называемое «раздутие». Кроме того, во всех орудиях обнаружился недостаточный запас продольной прочности. Поэтому при проектировании ТМ-1-14 приняли более низкие баллистические данные, чем те, которые задавались для корабельных орудий. Например, в «измаильских» башнях при стрельбе зарядом массой 245,7 кг бронебойный снаряд образца 1911 года массой 747 кг должен был развивать начальную скорость 823 м/сек, а в установке ТМ-1-14 стрельбу планировали вести зарядом массой 213 кг, при этом расчетная начальная скорость того же снаряда составляла 732 м/сек.
    Наибольшая дальность стрельбы была внушительной — 31000 м, а при стрельбе фугасным снарядом массой 512,5 кг она увеличивалась до 51000 метров. В тоже время живучесть ствола составляла всего 150 выстрелов, после чего орудие необходимо было демонтировать с установки и отправить на завод для замены внутренней трубы. Операция эта длилась несколько месяцев и в военное время была сопряжена с массой проблем.
    Железнодорожный транспортер представлял собой изготовленную из листовой стали массивную главную балку, которая через так называемые балансиры опиралась на железнодорожные тележки. Использовались тележки трех типов.
  356-мм железнодорожная пушка ТМ-1-14  
Фугасный снаряд к 356-мм пушке установки ТМ-1-14
    Две тележки первого типа были четырехосными с моторным приводом, они располагались по концам транспортера. В передней части транспортера находилась шестиосная тележка второго типа (средняя), а в задней части — четырехосная тележка третьего типа (также средняя).
    Тележки имели весьма небольшие размеры по высоте (не более 1250 мм) и длине (расстояние между осями не более 1500 мм). При этом кроме расчетной статической нагрузки на ось, составлявшей 22,5 т и воздействовавшей на все оси, на оси задних тележек при выстреле воздействовали дополнительные нагрузки, достигавшие 8 т.
    На железнодорожных транспортерах орудия монтировались на станках, снятых с башенных установок, изготовленных для линейных крейсеров. Основными элементами станка были два гидравлических тормоза отката (компрессора) и воздушно- гидравлический накатник независимого типа.
    При стрельбе на небольших углах возвышения особое значение приобретало торможение накатывающейся массы в конце наката. Для этой цели накатник снабжался обратным клапаном с регулятором наката, включавшимся в работу на последних 250 мм хода, а на последних 150 мм в торможении принимали участие гидравлические буферы компрессора. В результате пушка накатывалась плавно без ударов на всех углах возвышения, причем время наката составляло 2 сек. Для повышения скорострельности открывание замка было возможно в пределах от —15° до — 7° и не только при неподвижном положении орудия, но и во время вертикального наведения.
    Наведение в вертикальной плоскости осуществлялось с помощью двух подъемных секторов, смонтированных по бокам станка. При этом использовался электрический привод с регулировкой скорости посредством муфт Джени.
    Из-за больших размеров пушки и значительной длины отката, составлявшей почти 1,5 м, конструкторы были вынуждены поднять ось цапф орудия на высоту около шести метров над рельсами. Это обеспечивало стрельбу на предельном угле возвышения 50° без отрытия котлована под транспортером, но в тоже время не позволяло «вписаться» в железнодорожный габарит. По этой причине в походном положении орудие со станком опускалось на 2 метра.
    Так как железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-14 предназначалась в первую очередь для стрельбы по морским целям, движущимся с достаточно высокой скоростью, требовалось обеспечить большой диапазон углов горизонтального наведения. Это требование можно было лишь при использовании для стрельбы бетонного основания, на которое опускалась главная балка транспортера. При этом из-под транспортера выкатывались железнодорожные тележки и он получал возможность вращаться вокруг вертикальной оси по круговому погону бетонного основания.
    Для каждой батареи железнодорожных установок, состоявшей из трех орудий, строилась основная и запасная огневая позиции. На позиции размещались три бетонных основания, площадки для транспортеров, укрытия для личного состава и все необходимое для действия транспортеров. Первой батарее был присвоен номер шесть, транспортеры для нее были предъявлены к сдаче в 1932 году, а в начале 1933 года началась подготовка к переходу батареи на Дальний Восток. Первый из трех эшелонов батареи отправился в путь 3 ноября 1933 года, а 17 декабря, то есть через полтора месяца, эшелоны прибыли на станцию назначения — Первая Речка.

  356-мм железнодорожная пушка ТМ-1-14 фото  
 
Окончательная сборка 356-мм железнодорожной артиллерийской установки ТМ-1-14 в цехе Механического завода
 

    К 1935 году были изготовлены и приняты на вооружение еще три транспортера ТМ-1-14. Они составили батарею номер 11, позиции для которой оборудовали на южном побережье Финского залива.
    Здесь следует отметить, что наряду со стрельбой с бетонного основания транспортеры могли вести стрельбу и с колес. Однако для обеспечения наведения орудия в горизонтальной плоскости требовалось строить специальные закругленные железнодорожные пути (усы), двигаясь по которым транспортер мог изменять угол обстрела.
    Для управления стрельбой была разработана система ПУС (приборы управления стрельбой). На выполненном в виде разборной вышки батарейном посту обычно размещался шестиметровый стереоскопический дальномер и приборы центральной наводки.
    Данные из батарейного поста поступали в центральный пост, оборудованный в специальном вагоне. Здесь производилась выборка и трансформация азимутов и дистанций «цель-пост» в азимут и дистанцию «батарея-цель» и передача их к орудиям на принимающие приборы. Предусматривалось также индивидуальное наведение орудий с помощью оптического прицела с шестикратным увеличением.
    Кроме упомянутого выше вагона — центрального поста в состав батареи входили три вагона — снарядных погреба (по одному на каждое орудие), три вагона — зарядных погреба, три вагона силовых станций и три вагона компрессорных станций. Имелась также так называемая «подвижная база» в виде состава из 3—4 вагонов-погребов, 4 вагонов с горюче-смазочными материалами и маскировочным имуществом, жилых вагонов и вагонов оборудованных под хозяйственные помещения. Всего этот состав имел 20 теплушек и 2 классных вагона.
    По штату мирного времени в батарее числился 331 человек, включая 16 командиров.
    К началу Великой Отечественной войны ВМФ СССР располагал двумя трех орудийными батареями ТМ-1-14: номер 6 на Дальнем Востоке и номер 11 на Балтике. 6-я батарея в течении всей войны оставалась на Дальнем Востоке, удерживая японское командование от принятия «неправильных» решений. В то же время 11-я батарея достаточно активно использовалась в системе обороны Ленинграда.
    Кроме обстрела железнодорожных станций и районов сосредоточения войск противника, батарея вела борьбу с дальнобойной вражеской артиллерией. И в том, что обстрелы Ленинграда постепенно сокращались, большая заслуга именно этой батареи.
    Все шесть железнодорожных установок были сняты с вооружения в 1952 году.



 
Смотрите на сайте:
 

 
 
 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика