355-мм пушка Mk6 на железнодорожном транспортере Mk1 (14")
Великобритания


  355-мм железнодорожная пушка Mk6 на транспортере Mk2  
 
Тактико-технические характеристики
355-мм пушка Mk6
  Калибр, мм
  355,6
  Длина ствола, калибров
  46,3
  Наибольший угол возвышения, град.
  +40°
  Угол горизонтального наведения, град.
  4°
  Угол склонения, град.
  0°
  Масса в боевом положении, кг
  251980
  Масса фугасного снаряда, кг
  635
  Начальная скорость снаряда, м/с
  792
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  34800
 

   Постепенное увеличение калибра устанавливаемых на железнодорожных транспортерах орудий привело к созданию самой мощной установки британской железнодорожной артиллерии времен Первой мировой войны — 14-дюймовой (355-мм). Установку спроектировала фирма Elswick Ordnance Co., использовав для нее пушку Мк9, с 1910 г. выпускавшуюся серийно фирмой Vickers-Armstrong Ltd. для линейных кораблей типа Kongo и линейных крейсеров типа Fuso и Hyuga японского флота. Две пушки этой системы были реквизированы для нужд британского Военного министерства и в 1916 г. переданы фирме Elswick Ordnance Со. для установки на железнодорожном транспортере. В начале 1918 г. обе установки были изготовлены и после испытаний отправлены во Францию. В мае-июне того же года они уже участвовали в боевых действиях. Позже британская железнодорожная артиллерия пополнилась еще двумя установками с 355-мм пушками Мк6.
    Пушка Мк9 была весьма мощным орудием. Ее длина составляла 46,3 калибра, длина нарезной части ствола равнялась 37,7 калибра. Масса пушки достигала 84 613 кг. Для запирания канала ствола предназначался поршневой затвор. Примечательно, что в связи с тем, что обе реквизированные пушки предназначались для установки в одной двух орудийной башне, у одних пушек затвор открывался налево, а у других — направо. В таком исполнении их и установили на транспортерах.
    При проектировании станка, на котором устанавливались пушки на транспортере, конструкторы стремились избежать удара казенной части ствола о рельсовый железнодорожный путь при откате ствола после выстрела. Поэтому цапфы люльки они разместили вблизи казенной части ствола, что в свою очередь обусловило нахождение центра тяжести качающейся части орудия впереди цапф люльки. Чтобы уравновесить возникший в результате этого момент силы веса качающейся части относительно оси цапф в станке использован пневматический уравновешивающий механизм, сжатый воздух для которого подавался компрессором с приводом от бензинового мотора мощностью 11 кВт. Еще один мотор такой же мощности использовался в качестве привода подъемного механизма орудия. Этот механизм имел и ручной привод, однако для приведения его в действие требовались усилия четырех номеров расчета. Подъемный механизм обеспечивал наведение орудия в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +40°. В горизонтальной плоскости орудие наводилось посредством перемещения всей установки по криволинейным участкам железнодорожного пути. Корректировка горизонтальной наводки была возможна в диапазоне ±2° и осуществлялась с помощью винтовых механизмов, смонтированных как на переднем, так и на заднем балансирах, через которые главная балка опиралась на две железнодорожные тележки. (В передней части установки было две четырехосные тележки, а в задней — одна трехосная и одна четырехосная).
    Противооткатные устройства станка включали два гидравлических тормоза отката и два пневматических накатника. Кроме того, для гашения энергии отката перед выстрелом приводились в действие тормоза, смонтированные на всех осях тележек. Тем не менее, гигантская установка массой 252000 кг после каждого выстрела откатывалась назад на 9—12 м, так что ее требовалось возвращать в исходное положение с помощью ручной лебедки, установленной в передней части каждой балки.
    Существенным недостатком этой железнодорожной артиллерийской установки была ее чрезмерно большая высота — более 4,1 м. Установка не вписывалась в железнодорожный габарит, поэтому перед перевозкой с транспортера необходимо было снять ствол орудия вместе с затвором и погрузить их на специальную платформу.
    Подача боеприпасов осуществлялась из вагона-погреба, прицепляемого со стороны казенной части орудия. Вагон был оборудован двумя рольгангами, один из которых использовался для подачи снарядов, а другой — зарядов. Непосредственно к казенной части ствола снаряды и заряды доставлялись на снарядном и зарядном лотках. Для укладки на эти лотки боеприпасов, складированных на грунте около железнодорожного полотна на главной балке имелись два крана с ручным приводом.
    Стрельба из пушки велась фугасными снарядами массой 719,4 кг. При начальной скорости 747 м/с и угле возвышения орудия +40° дальность стрельбы составляла 31 600 м. Еще большая дальность стрельбы (до 34 800 м) достигалась при стрельбе снарядом массой 635 кг. Начальная скорость этого снаряда составляла 792 м/с.
    По окончании Первой мировой войны установки этого типа были возвращены в Англию и в течение некоторого времени оставались на вооружении британской армии. При этом английские генералы вспомнили, что калибр 355 мм не принят в сухопутных войсках, а снабжение пушек запасными частями оказалось весьма затруднено. По этим причинам в 1926 г. установки сняли с вооружения, пушки демонтировали и отправили в металлолом, а транспортеры поставили на длительное хранение.




 
Смотрите на сайте:
 

  Смотрите на сайте:
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика