340-мм пушка М 1912 на железнодорожном транспортере типа «лафет с люлькой»
Франция 


  340-мм железнодорожная пушка М 1912  
 
340-мм пушка М 1912 на железнодорожном транспортере фирмы St. Chamond
 
 
Тактико-технические характеристики
М 1912
  Калибр, мм
  340
  Длина ствола, калибров
  47,4
  Наибольший угол возвышения, град.
  +42°
  Угол горизонтального наведения, град.
  10°
  Масса в боевом положении, кг
  16600
  Масса фугасного снаряда, кг
  465
  Начальная скорость снаряда, м/с
  893
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  33000
 

   В 1918 г. парк французской железнодорожной артиллерии пополнился 340-мм пушкой М 1912 на железнодорожном транспортере типа «лафет с люлькой».
    Эту артиллерийскую установку изготовила фирма St. Chamond по оригинальному проекту, предусматривавшему отделение на огневой позиции железнодорожных тележек от транспортера.
    Артиллерийская установка была вооружена мощным морским орудием М 1912 с длиной ствола 47,4 калибра. Длина нарезной части ствола составляла 39,0 калибров, запирание канала ствола производилось поршневым затвором, масса пушки составляла 66 950 кг.
    К пушке имелись фугасные снаряды массой 465,0, 445,0 и 431,8 кг. При стрельбе полным зарядом они развивали начальную скорость 893, 916 и 921 м/с соответственно и могли поражать цели на дальности 33000, 37 600 и 38 000 м.
    Для поражения особо прочных оборонительных сооружений противника мог быть использован и полубронебойный снаряд массой 555 кг. Пушку установили на железнодорожном транспортере с использованием мощных противооткатных устройств — четырех гидравлических тормозов отката и пневматического накатника.

  340-мм железнодорожная пушка М 1912  
 
Схема устройства 340-мм пушка М 1912 на железнодорожном транспортере фирмы St. Chamond
 

    Транспортер был выполнен в виде главной балки, опиравшейся на две шестиосные железнодорожные тележки. Продольные несущие конструкции главной балки имели горизонтальный нижний пояс, а в верхней части профиль этих конструкций имел подъем для установки пушки таким образом, чтобы с учетом наличия под казенной частью пушки специально вырытого ровика обеспечивался наибольший угол наведения орудия в вертикальной плоскости +42°.
    Кроме подготовки ровика под казенной частью орудия подготовка огневой позиции для установки требовала проведения и других весьма трудоемких подготовительных работ.
    В первую очередь по обе стороны железнодорожного пути строились две узкие железнодорожные колеи для перемещения монтажного крана грузоподъемностью 4 тонны. С помощью этого крана подготавливалась центральная опора — два слоя деревянных брусьев, уложенных крест-накрест. Это основание имело размер 2,5 х 3,0 м, на него укладывали еще два бруса, служивших опорой для литой плиты основания.
    Деревянные брусья использовались также для устройства опор для передней и задней части главной балки. После подачи установки на огневую позицию рельсовый путь под ней разбирали, центральный штырь станка орудия вводили цапфу литой плиты основания и с помощью гидравлических домкратов опускали главную балку на центральную опору.
    После этого из-под главной балки выкатывались железнодорожные тележки и с помощью винтовых домкратов обеспечивалось опирание передней и задней частей главной балки на специально подготовленные опоры.

  340-мм железнодорожная пушка М 1912  
 
340-мм пушка М 1912 на огневой позиции
 

    На подготовку такой огневой позиции требовалось от 4 до 5 дней. Правда, укомплектованный американскими солдатами расчет установки однажды выполнил весь объем подготовительных работ в течении полутора дней, но для достижения этого рекорда были созданы идеальные условия.
    После подачи установки на огневую позицию требовалось от 30 минут до 1 часа для ее подготовки к стрельбе, а покинуть огневую позицию она могла уже через 25 минут после окончания стрельбы.
    Подача боеприпасов во время стрельбы осуществлялось из бронированного вагона-погреба. С помощью крана снаряды и полузаряды укладывались на подготовительный пост, оборудованный на главной балке за казенной частью орудия, ствол орудия переводился в положение для заряжания с углом склонения -8°.

  340-мм железнодорожная пушка М 1912  
 
Исползовавшиеся Вермахтом французкие 340-мм пушка М 1912 имели немецкое обозначение 34 cm Kanone (E) 674 (f)
 

    После этого под действием собственного веса снаряд и полузаряды подавались по наклонному желобу в зарядную камору ствола.
    Следует отметить, что благодаря тщательному расчету всех элементов конструкции транспортера и устройству многочисленных вырезов в тех местах конструкции, которые не подвергались большим нагрузкам, масса артиллерийской установки в целом составляла всего 166000 кг, что примерно на 100 000 кг меньше массы установок аналогичного калибра других фирм.
    В 1940 г. несколько установок было захвачено германскими войсками. Орудия использовались Вермахтом в системе береговой обороны на атлантическом побережье Франции под обозначением 34 см Kanone (Е) 674 (f).




 
Смотрите на сайте:
 
 
Вся размещенная на сайте информация является собственностью администрации.
При копировании материалов, ссылка на zonawar.ru обязательна.
 
 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика