305-мм гаубица Mk5 на железнодорожном транспортере Mk3
Великобритания


  305-мм железнодорожная гаубица Mk1  
 
Смешанная батарея 305-мм гаубиц на железнодорожных транспортерах подготовлена к переброске на новую огневую позицию
 
 
Тактико-технические характеристики
305-мм гаубица Mk5
  Калибр, мм
  304,5
  Длина ствола, калибров
  18,8
  Наибольший угол возвышения, град.
  +45°
  Угол горизонтального наведения, град.
  240/360°
  Масса в боевом положении, кг
  77176
  Масса в походном положении, кг
  77176
  Масса фугасного снаряда, кг
  340,2
  Начальная скорость снаряда, м/с
  447
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  13120
 

   Транспортеры Мк1, на которых устанавливались 305-мм гаубицы Мк1 и МкЗ в принципе позволяли весть круговую стрельбу, но из-за их недостаточной устойчивости при стрельбе поперек рельсового пути наставлениями по боевому использованию 305-мм железнодорожных артиллерийских установок предписывалось стрелять вдоль железнодорожного полотна с углом горизонтальной наводки не более 20° в обе стороны.
    На практике это означало необходимость в ряде случаев строить дополнительные железнодорожные пути, что в фронтовых условиях было не всегда выполнимо. Поэтому перед фирмой Elswick Ordnance Со. была поставлена задача создать 305-мм железнодорожную артиллерийскую установку, реально способную вести круговой обстрел во всем диапазоне углов возвышения орудия.
    Фирма выполнила задание в 1917 г., представив на испытания 305-мм гаубицу Мк5 на железнодорожном транспортере Мк3.
    Гаубица Мк5 была разработана на базе гаубицы МкЗ и имела такую же длину ствола. В канале ее ствола была выполнена нарезка с измененным профилем, что несколько улучшило баллистические характеристики.
    В целях уменьшения массы гаубицы ее казенную часть уменьшили, а для более эффективного гашения энергии отката установили противооткатные устройства новой конструкции.
    Железнодорожный транспортер МкЗ во многом был аналогичен транспортеру Мк2 для пушек Мк10 и Мк10. Для обеспечения кругового обстрела по обеим его сторонам имелись выносные и откидные опоры с широкими сошниками, предусматривалось также использование рельсовых захватов и стальных канатов для фиксации транспорта на огневой позиции.
    Тем не менее, обстрел на 360° установка не обеспечивала — она была достаточно устойчива при стрельбе с углами горизонтальной наводки по 120° в обе стороны от продольной оси транспортера. Как показал опыт использования установки в реальных боевых условиях, этот диапазон наводки оказался достаточным для решения большинства боевых задач, и военные сняли свое требование о круговом обстреле.
    Диапазон углов вертикальной наводки, при котором обеспечивается устойчивость установки, включал углы от +20° до +60°. При использовании уменьшенных зарядов разрешалось стрелять и с углами вертикальной наводки менее +20°.
    Стрельба велась фугасными снарядами массой 340,2 кг. При начальной скорости снаряда 447 м/с дальность стрельбы составляла 13120 м.
    Фирма Elswick Ordnance Со. выпускала гаубицу Mk5 на транспортере МкЗ с 1917 г. вместо гаубицы МкЗ на транспортере Мк2.
    Общее число железнодорожных артиллерийских установок составляло 35. Они использовались в сражениях Первой мировой войны, а в годы Второй мировой войны были задействованы в качестве орудий береговой обороны на восточном побережье Англии.



 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика