274-мм пушка М 1887/93 на железнодорожном транспортере
Франция 


  274-мм железнодорожная пушка М 1887/93  
 
274-мм пушка М 1887/93 железнодорожном транспортере
 
 
Тактико-технические характеристики
М 1887/93
  Калибр, мм
  274,4
  Длина ствола, калибров
  46,7
  Наибольший угол возвышения, град.
  +40°
  Угол горизонтального наведения, град.
  10°
  Масса в боевом положении, кг
  152000
  Масса фугасного снаряда, кг
  261
  Начальная скорость снаряда, м/с
  740
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  24400
 

   В годы Первой мировой войны фирма Schneider изготовила серию крупнокалиберных железнодорожных артиллерийских установок «скользящего типа». Общим признаком этих установок было то, что их транспортеры не обеспечивали ведение кругового огня, а наведение орудия в горизонтальной плоскости достигалось путем передвижения всей установки по криволинейным железнодорожным веткам (усам), идущим от главного пути. У этих установок энергия отдачи воспринималась рельсами железнодорожного пути, по которому «скользила» установка после выстрела.
    Железнодорожная артиллерийская установка с 274-мм пушкой М 1887/93 была одной из первых в серии установок «скользящего типа», разработанных фирмой Schneider.
    Пушку для установки «заимствовали» с одного из устаревших линкоров типа «Bouvet», она имела длину 46,7 калибров, длина нарезной части ствола составляла 39,5 калибра.
    Пушка была снабжена поршневым затвором, ее масса достигала 34 960 кг.
    Для стрельбы из пушки могли использоваться хранившиеся на складах французского флота в огромном количестве фугасные снаряды массой 261,0 кг. Пороховой заряд массой 63,65 кг был разделен на два полузаряда. При начальной скорости 740 м/с дальность стрельбы такими снарядами составляла 24 400 м.
    В конце войны к пушке разработали также фугасный снаряд с баллистическим наконечником М 1917. Этот снаряд имел массу 237,5 кг, начальная скорость составляла 785 м/с.

  274-мм железнодорожная пушка М 1887/93 фото  
 
274-мм пушка М 1887/93 на железнодорожном транспортере
 

    Разработанный для пушки транспортер одновременно являлся ее лафетом. Он имел громоздкую главную балку, состоявшую из стальных продольных балок, соединенных поперечными связями. Главная балка опиралась на две пятиосные железнодорожные тележки. Транспортер не имел механизмов горизонтальной наводки, пушка была закреплена на нем жестко, что исключало возможность поправки ее наводки в горизонтальной плоскости иным способом, как перемещением по криволинейной ветке. Механизмы вертикальной наводки были ручными. Конструкция лафета позволяла наводить пушку в вертикальной плоскости в диапазоне углов от +25° до +40°. Перед стрельбой на рельсы укладывались специальные балки, на которые с помощью смонтированных на транспортере винтовых домкратов опускались шесть опор (поперечные деревянные брусья, окованные железом), воспринимавших основную часть массы транспортера. Для выполнения всех работ, связанных с переводом установки из походного положения в боевое требовалось примерно 30 минут. После выстрела опоры скользили по уложенным на рельсы балкам и за счет силы трения гасили энергию отката. Тем не менее после выстрела установка откатывалась назад примерно на один метр, так что для возврата ее в исходное положение транспортер оборудовали специальными механизмами с ручным приводом.
    Вследствие огромных динамических нагрузок, возникавших при выстреле, вагон-погреб не мог быть постоянно присоединен к транспортеру. Поэтому на транспортере оборудовали промежуточный погреб, который загружался из вагона-погреба с помощью рольганга и крана. Из этого промежуточного погреба снаряды подавались к орудию с помощью снарядной тележки, а полузаряды подносились вручную.
    Транспортер для 274-мм пушки М 1887/93 фирма Schneider использовала и для создания железнодорожной артиллерийской установки с 274-мм пушкой М 1893/96. Эта пушка также была изготовлена для использования на флоте — пушками этого типа был вооружен линейный корабль Henri IV.
    Длина пушки составляла 41,9 калибров, длина нарезной части ствола 29,85 калибра, затвор поршневой, масса пушки 35 400 кг. Несмотря на то, что эта пушка имела несколько меньшую, чем у пушки М 1887/93 длину ствола, баллистические характеристики обоих пушек были примерно одинаковыми.
    В то же время благодаря повышенной до 79,3 кг массе порохового заряда начальная скорость фугасных снарядов массой 216,0—256,0 кг повысилась до 800—815 м/с, что обеспечило дальность стрельбы до 21 700—27 000 м, а при использовании снарядов с баллистическим наконечником из пушки можно было поражать цели на дальность до 27 100 м (при начальной скорости 740 м/с). Поскольку живучесть стволов обоих пушек не превышала 500 выстрелов, их впоследствии рассверлили до калибра 285 мм, а вооруженные ими железнодорожные артиллерийские установки получили обозначение «285-мм пушка М 17 на железнодорожном транспортере».
    Фирма Schneider выпускала 274-мм пушки на железнодорожных транспортерах серийно. К началу Второй мировой войны французская армия располагала 16 такими установками.



 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика