240-мм пушка М 1893/96 М "Kolonien" на железнодорожном транспортере
Франция 

  240-мм железнодорожная пушка М 1893/96 М Kolonien  
 
Тактико-технические характеристики
М 1893/96 М Kolonien
  Калибр, мм
  240
  Длина ствола, калибров
  41,9
  Наибольший угол возвышения, град.
  +35°
  Угол горизонтального наведения, град.
  360°
  Угол склонения град.
  -1,5°
  Масса в боевом положении, кг
  141000
  Масса фугасного снаряда, кг
  162,3
  Начальная скорость снаряда, м/с
  840
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  22700
 

   Наиболее мощную и тяжелую железнодорожную артиллерийскую установку с возможностью кругового обстрела разработала и изготовила фирма St. Chamond. Первоначально фирма планировала разместить на железнодорожном транспортере 305-мм морскую пушку М 1893/96, но при выстреле такая пушка обладала слишком большой энергией отката, противодействовать которой транспортер с платформой кругового вращения был не в состоянии. Поэтому пушку М 1893/96 смонтировали на транспортере с углом горизонтального обстрела всего 2,5° (транспортер так называемого «скользящего» типа), а на транспортере решили смонтировать орудие меньшего калибра — 240-мм пушку М 1893/96 М (Kolonien).

Буква «М», стоящая за цифрами, обозначающими года разработки и модернизации пушки, означает, что она относится к орудиям морского типа, а слово «Kolonien» указывает на то, что оно ранее предназначалась для использования в системе береговой обороны французских заморских колоний. Пушка имела ствол длиной 41,9 калибров, длина нарезной части ствола составляла 30,8 калибров, масса пушки достигала 29000 кг. Для запирания канала ствола использовался поршневой затвор.
    Баллистические характеристики пушки были весьма высоки: фугасный снаряд массой 162,3 кг развивал начальную скорость 840 м/с и мог поразить цель на расстоянии 22 700 м.

  240-мм железнодорожная пушка М 1893/96 М Kolonien  
 
240-мм пушка М 1893/96 М "Kolonien" на железнодорожном транспортере
 


    Ствол 240-мм пушки конструкторы фирмы St. Cha-mond наложили на разработанный ими лафет 305-мм пушки. Кроме отката верхнего станка лафета назад— вверх по наклонной поверхности нижнего станка для гашения энергии отката при выстреле в этом лафете использовались два мощных гидравлических тормоза отката, накат же производился под действием силы тяжести. Орудие установили на поворотной платформе. Наведение его как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях осуществлялось с помощью ручных приводов.
    Конструкция железнодорожного транспортера обеспечивала пушке достаточную устойчивость при круговом обстреле с любой точки пути. В его средней части, там где была установлена пушка, главная рама транспортера имела глубокий изгиб вниз. При этом ее нижний край почти касался рельсов. Таким образом была обеспечена относительно небольшая высота железнодорожной артиллерийской установки в целом и уменьшена величина опрокидывающего момента при выстреле.

    Тем не менее, для большей устойчивости с каждой стороны транспортера смонтировали по 6 сдвоенных винтовых домкратов, которые опирались на стальные балки, укладываемые на шпалы железнодорожного полотна по обе стороны рельсов. На колесах двух шести осных тележек транспортера установили тормоза и предусмотрели использование стальных тормозных клиньев.
    При стрельбе в направлении поперек рельсов применялись смонтированные на главной раме опорные ноги двух типов: длинные и короткие. Длинные опорные ноги предназначались для опирания на деревянные щиты, уложенные в ровиках, вырытых рядом с железнодорожным полотном. Короткие опорные ноги использовались в тех случаях, когда деревянные щиты укладывались на соседний железнодорожный путь.

  240-мм железнодорожная пушка М 1893/96 М Kolonien схема  
 
Схема размещения 240-мм пушка М 1893/96 М "Kolonien" на огневой позиции
 


    Следует отметить, что движение по этому пути также блокировалось, что было допустимо далеко не всегда. Поэтому при наличии двойной колеи для транспортера рекомендовалось строить отдельную ветку длиной не менее 50 м.
    Особенностью конструкции железнодорожного транспортера было также то, что при стрельбе в направлении поперек рельсов обеспечивался наибольший угол возвышения: +35°, в то время как стрельба вдоль продольной оси транспортера была возможна с наибольшим углом возвышения до +29°
    Подача снарядов и зарядов к пушке производилось из бронированного вагона-погреба, прицеплявшегося к транспортеру. С помощью рольганга и талей они передавались на снарядную платформу, смонтированную на поворотной платформе за казенной частью орудия. На платформе можно было одновременно разместить семь выстрелов, так что для заряжения орудия не было необходимым каждый раз поворачивать его вдоль продольной оси транспортера и подавать снаряд и заряд из вагона-погреба.

    Достоверные сведения о количестве 240-мм железнодорожных артиллерийских установок этого типа, выпущенных фирмой St. Chamond, отсутствуют, однако известно, что к началу Второй мировой войны в составе французской железнодорожной артиллерии имелось 8 таких установок. В 1940 г. все установки оказались в числе военных трофеев Вермахта. Им присвоили немецкое обозначение 24 см Капопе (Е) 588 (f). В 1942—1943 г.г. орудия были демонтированы с транспортеров и установлены на стационарных огневых позициях в системе береговой обороны атлантического побережья Франции.


 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.